Живопись сделает нас свободными
Сегодня, когда мы говорим Алла Горская, то чаще всего имеем в виду «историю» этой необыкновенной личности, а нужно — живопись. Ведь жизнь любого художника, смысл его существования, его билет в Вечность — в ней. В творчестве. Если уже на то пошло, то и с КГБ сама Алла Александровна боролась, отстаивая свободу: мыслей, самовыражения. Ведь, творчество — это и есть наивысшая человеческая свобода.
В отличие от Горской-правозащитницы, Горская-художница, как ни парадоксально, мало известна в самой Украине. И еще одно доказательство этому утверждению — недавний киевский скандал вокруг уникального монументального панно «Вітер» (1967 г.) авторства Аллы Горской, Виктора Зарецкого и Бориса Плаксия на фасаде бывшего ресторана «Вітряк», что на ул. Академика Глушкова. Мозаика долгое время была закрыта досками. А в мае новые владельцы уже современного ресторана на ВДНХ закрепили на ее поверхности «свою» вывеску. «Ненужное» изображение спрятали под спецгипсом. Слава Богу, что не демонтировали, как в 1964 году витраж «Шевченко. Мати» в красном корпусе киевского университета. Тревогу подняла искусствовед Евгения Моляр. В результате протестов интеллигенции «Вітер» открыли для осмотра. («Мы в художественной пустыне» — см. «День» №86 от 24 мая 2017 г.)
ПАМЯТИ ВАСИЛИЯ СИМОНЕНКО (1964)
Но что нам «Вітер» (пусть даже это единственная работа Горской-монументалиста в Киеве)? Наследия Аллы-графика, живописца, сценографа тоже днем с огнем не увидишь в столице. Так откуда же уже современным обывателям знать, кто это, вообще, такая? Отдельные картины художницы здесь и там «всплывают» в экспозициях разных музеев, особенно, в рамках тематических коллективок «шестидесятников». (Кстати, в 1996 г. семейный архив и собрание произведений Аллы Горской и Виктора Зарецкого сын и биограф творческой пары Алексей Зарецкий передал в дар Национальному музею украинской литературы). Еще чаще в последние годы их можно увидеть на киевских арт-аукционах. Но ... Несмотря на неплохую сохраненность творческого наследия, «своей» даже небольшой постоянной экспозиции, даже как у Екатерины Билокур и Марии Примаченко, у Аллы Горской нет. Составить представление о творчестве художницы в целом, «монографическое», невозможно.
КОРОВА, ЭСКИЗ КОСТЮМА КОЛЯДНИКОВ (СЕРЕДИНА 1960-х)
Это очень грустно. Ведь, судя даже по маленькой (в настоящее время в галерее представлено всего 34 произведения, заметную часть из которых составляют театральные эскизы, плюс впервые демонстрируются деревянные коллажи), зато персональной выставке в киевском «Дукате», Аллу Горскую вполне можно сравнивать, например, с суперпопулярной на сегодня в мире мексиканкой Фридой Кало. И не только благодаря яркой и трагической судьбе. Как и в случае с Фридой, величина таланта, яркость и неординарность самих работ не уступают и самой биографии правозащитницы. Если же не видеть картины со смелыми линиями и «чистыми» красками, заимствованными из народного творчества, сама жизненная история их автора словно тускнеет, становится схематической и... неправдивой. Свобода ведь — это творчество.
Сравнение с Кало приходит неслучайно. Как и неслучайно мы вспомнили и мозаики, «паблик арт» Горской. Именно в начале 1960-х (работы художницы в «Дукате» принадлежат именно к этому периоду) Алла «открыла» для себя мурализм. И начала мечтать о создании украинской школы монументального искусства. Когда ее исключили из Союза художников и лишили права подписывать собственные работы, грустно шутила: «Да здравствует подполье в монументальном искусстве!» Не обошлось здесь без влияния Григория Синицы, ученика «бойчукиста» Николая Рокицкого. (Но, все же, для Горской это был выбор самостоятельный, закономерный с точки зрения эволюции ее творчества, интроверсийного, как и характер самой художницы). Синица «признаком монументальности в искусстве» считал «не размеры, а философское содержание». И пытался объединить идеи Михаила Бойчука с наработками мексиканских моралистов Диего Риверы, Сикейроса и Хосе Клименс Ороско. В частности, вместо изобразительной традиции Византии, фресок Киевской Руси, как когда-то «бойчукисты», он с единомышленниками обратился к традициям народной культуры. Нашей, украинской, а не индейцев Мексики.
ЭСКИЗ ВИТРАЖА В ФОЙЕ НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Т. ШЕВЧЕНКО (1964)
Каким бы мог стать уже современный мурализм по-украински (если бы Аллу Горскую, движение «шестидесятников», а до этого Михаила Бойчука не убили на самом взлете), можно представить, только посетив более-менее представительскую выставку художницы, как в «Дукате». Эта темпера и даже графика сегодня на удивление напоминают современные муралы. Только масштабы маловаты, а талант автора — наоборот, великоватый, если сравнивать с тем, что видим в современном Киеве. Плюс, тематика и колористика изображений — сугубо украинские. Бойчук со своей школой на несколько лет опередил мексиканских муралистов, расписав в 1919 году Луцкие казармы в Киеве. Но, можно сказать, что, отталкиваясь сразу от трех традиций — Бойчука, фольклорной и Сикейроса с Риверой и Ороско, — киевлянка Алла Горская на десятилетия опередила неоэкспрессионизм Жана-Мишеля Баскии. Просто невероятное впечатление производят увиденные «вживую» работы из задуманной художницей еще в 1965 году галереи портретов национальных героев «от Ярослава Мудрого до Василя Стуса». (В экспозиции — знаменитые портреты Ивана Светличного и Василя Симоненко). И, конечно, «Гнівний Тарас» — разгневанный Тарас Шевченко. Полностью «баскиевскими» — хотя речь, конечно, не о буквальной схожести — как это ни странно, выглядят эскизы к витражу «Шевченко. Мати» и «Зоряний інтеграл» («по мотивам» Лины Костенко). Созданы они только через пару лет после рождения бруклинского гения. При взгляде на сине-желтую женскую фигуру «Біля річки» забываешь и о Жане-Мишеле (к сожалению, вряд ли он очень интересовался Украиной), и о гениальных супругах Фриде Кало и Диего Ривере. Вообще — не до сравнений. Если бы наше «публичное пространство» в свое время украшали такие муралы — Украина давно бы была другой. Свободной. А политика, быт — это все простые производные от свободы...
Экспозицию «Алла Горська. Живопис, графіка» можно увидеть до 1 октября.