Перейти к основному содержанию

Идея, время которой пришло-3

Павел Скоропадский и Украинская академия наук
29 ноября, 17:00
ОТ ВЛАДИМИРА ВЕРНАДСКОГО (ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА ВУАН) ДО БОРИСА ПАТОНА. ВОТ ТАКИМ БЫЛ СЛОЖНЫЙ, НЕПРОСТОЙ, НО УНИКАЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ, ПРОЙДЕННЫЙ НАШЕЙ АКАДЕМИЕЙ НАУК

Окончание. Начало читайте «День», № 208-209, № 213-214 

Стоит напомнить о стиле работы с людьми и документами, присущем Павлу Скоропадскому. Он принимал министров по графику не реже одного раза в неделю. Однако для министра народного образования было исключение. Тот имел деловые аудиенции значительно чаще.

Гетману как высшему правительственному чиновнику Украинской Державы были присущи быстрый ориентир, способность сразу схватить суть любого дела. Как свидетельствовал министр внутренних дел второго правительства УД В.Рейнбот: «Надо отдать справедливость гетману: он обладал и немалым государственным кругозором, и при природном уме достаточным образованием; он умел быстро усваивать центральное существо в докладах, умел задать серьезные вопросы, и прийти к нему с необстоятельно изученным делом, полагаясь на объяснительную записку директора департамента, было рискованно. Если доклад был сложен, то гетман оставлял его у себя и через день, два или давал точную резолюцию или ставил докладчику очень обстоятельные требования о дополнительных сведениях и разъяснениях».

Аналогичная ситуация была и в академической сфере. Гетман своим позитивным отношением к процессу создания национального академического центра подталкивал его, оказывал отцам-основателям Академии постоянную деловую и моральную поддержку. Это дает право говорить, что Павел Скоропадский является фактическим основателем УАН. Под этим имеется в виду его определяющая роль в содействии «академической революции», ее финансовая и организационная поддержка, наконец — наявная воля к основанию национальной Академии наук в любых условиях любой ценой.

Получив властные полномочия министра, Н.Василенко в полной мере использовал авторитет и благосклонность главы Украинской Державы для создания Украинской академии. Должны подчеркнуть, что Василенко бросил это зерно в хорошо подготовленную почву. Из всего предыдущего жизненного опыта Павел Скоропадский сознавал, что надлежащая организация научного процесса является чрезвычайно важной для государственного строительства. Академия наук в его представлении была таким же необходимым компонентом создания государства, как армия, государственная и дипломатическая службы, финансовая система, развитие национальной культуры и искусства и т.п. Обратим внимание также на зафиксированное в дневнике В.Вернадского четкое противопоставление взглядов бывшего российского императора и украинского гетмана на общее значение науки. Поскольку второй, хоть и был, на взгляд Вернадского, «неосведомленным», однако с молодых лет оказывал к науке настоящее уважение, чувствовал значение для государственного строительства надлежащей ее организации, которая воплощалась в основании Академии наук. Большое уважение и доверие гетман питал к лицам, привлеченным им к этому делу — Н.Василенко, П.Дорошенко, В.Модзалевскому.

Честь стать непосредственным инициатором процесса создания УАН, безусловно, принадлежит Н.Василенко. На счет гетмана стоит записать горячую поддержку предложения Н.Василенко. Поскольку В.Вернадский как представитель российской академической элиты уже был причастен к поставленной проблеме, логическим стало обращение министра именно к нему сразу же после своего официального назначения с просьбой активно подключиться к делу. Гетман, несмотря на перегрузку текущими делами, нашел время для личной встречи с определенным ключевой фигурой по проработке концепции создания Академии наук выдающимся ученым, обсудил с ним первоочередные задачи. Очевидно, что петроградский академик отмечал в первую очередь финансовую поддержку своих планов по организационному строительству академической науки в Украине. Судя по записям в дневнике, Вернадский уже во время первой встречи с Павлом Скоропадским указывал на недостаточность предварительных финансовых расчетов для основания УАН: «Широкий законопроект — малые траты на первый год. Я ему [гетману. — Г.П.] доказывал, что и малые — будут относительно малыми».

Павел Скоропадский должен был согласиться с таким мнением уважаемого эксперта, так как об этом разговоре потом отзывался одобрительно. Глава Украинской Державы осознавал, что строительство национального центра академической науки практически с нуля нуждалось в чрезвычайной финансовой поддержке со стороны государства. Он полностью согласился выделить нужные для этого средства из государственного бюджета, несмотря на тяжелое состояние украинских финансов после большевистского нашествия и ведения хозяйства Советом народных министров УНР. Об этом докладывал на учредительном заседании Комиссии для разработки законопроекта об основании Украинской академии наук Вернадский. Красноречивым является тот факт, что как раз в финансовой поддержке со стороны главы государства никто не сомневался — ни Н.Василенко, который уже 6 мая твердо обещал, что «деньги на это будут», ни М.Грушевский, который пытался отговорить Вернадского от участия в «таком правительстве» и «пользования такими деньгами».

Вторая (но основная) проблема, которую обсуждали во время встречи гетман и академик, заключалась в определении основной задачи деятельности будущей украинской Академии. Павел Скоропадский, исходя из собственного жизненного опыта и предпочтений, говорил о сосредоточении на украиноведческих, в первую очередь языковедческих проблемах. Вернадский, не отрицая в сущности, так как и его мнение было таким же, подчеркивал также необходимость срочного исследования производительных сил, экономико-статистического описания Украины.

Однозначно можно утверждать, что такая Академия наук для гетмана была не одной в очереди государственных окрас. Помимо этой функции важного атрибута государственности Скоропадский усматривал в Академии также существенный державоформирующий потенциал. Он соглашался с отцами-основателями в том, что прежде всего Академия должна была решать неотложные проблемы строительства политической, экономической, социальной и культурной жизни Украины. К их числу относились организация исследования производственного потенциала государства, размещение и состав населения, его обычаи, традиции, историческое наследие. Бесспорно, почетное место в этом, по убеждению гетмана, заняла проработка научной терминологии, развитие украинского языка, национальной культуры и т.п.

Роли между отцами-основателями УАН были распределены следующим образом. Министр выступал инициатором вопроса о создании Академии. В дальнейшем он взял на себя задачу всячески проталкивать это дело перед гетманом и в правительстве. Фактически Василенко стал тем должностным лицом, которое представляло проведение «академической революции» на правительственном уровне. Но фактически не вмешивался в формулировку основополагающих вопросов, полагаясь полностью на В.Вернадского. Министр даже очень редко принимал участие в работе Комиссии для разработки законопроекта о создании УАН. Однако Комиссия во многих случаях собиралась в его служебном кабинете, и это выглядело довольно символично. По принципиальным академическим вопросам известна его позиция относительно нецелесообразности вхождения УНТ в состав Академии как целого научного института.

Проработкам концепции создания и деятельности УАН с самого начала занимался В.Вернадский. Этот 55-летний энергичный, исключительно талантливый ученый, мыслитель универсального профиля (и это очень важно, ведь он не был только естествоведом, как высказался о нем С.Ефремов), широко известный в мире и в России ученый был полностью готовым к выполнению такой задачи. Уже в первом письме — ответы Н.Василенко на приглашение к работе над основанием Академии Вернадский изложил свое предварительное виденье Академии как в первую очередь системы научных учреждений, а не клуба интеллектуалов: «Академия не просто общество, не имеющее своих институтов (подобно устарелой по организации Парижской, которая, впрочем, тоже начинает меняться), но Академия наук есть собрание государственных ученых учреждений: библиотека, архив, геологическая или если возможно, географическая карта, национальные музеи, институты для опытных и гуманитарных наук должны быть обставлены достаточными средствами».

Такой была концепция В.Вернадского, в конечном итоге воплощенная в Украинской академии наук. И именно как государственное самоуправляющееся центральное научное учреждение с сетью научно-исследовательских институтов и опытных учреждений, объединенных для выработки общего научного продукта, Национальная академия наук существует уже 100 лет как результат плодотворного сотрудничества своего основателя-державотворца Павла Скоропадского и отцов-основателей Н.Василенко и В.Вернадского.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать