Большой иногда забывает о пуантах
Как прославленная балетная труппа решает творческие и финансовые вопросы![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040115/44-7-1_0.jpg)
— Для нас гастроли в Киеве — важное событие, — подчеркнул заместитель генерального директора театра Антон Александрович Гетьман. — К ним мы готовились очень серьезно. Пришлось корректировать планы театра. Благодаря высочайшим профессиональным качествам компании «Эдвайс» и просьбе посла Российской Федерации в Украине В. С. Черномырдина, который обратился к генеральному директору Большого театра Анатолию Геннадиевичу Иксанову, состоялись киевские гастроли.
— Выступать на киевской сцене для нас очень ответственно, — заметил А. Гетьман. — Ведь украинский балет имеет глубокие и крепкие традиции классической хореографии. Труппа летела в Киев в прекрасном настроении. Мы искренне тронуты теплым приемом публики. Надеемся, что впредь будем встречаться чаще. У нас обширные совместные планы по оживлению контактов между киевской Оперой и нашим театром. Мы знаем многих ваших артистов, которые с успехом выступали и выступают на московской сцене. Например, с января нашу балетную труппу возглавляет экс-киевлянин, известный танцовщик и хореограф Алексей Ратманский.
— Артисты балета лучше говорят ногами, — с улыбкой заметила прима-балерина Большого театра Надежда Грачёва. — Я с огромным удовольствием выступала в Киеве. Мы показали полноценный спектакль, а не усеченную (концертную) модель балета. «Лебединое озеро» вполне заслуженно является гордостью не только нашего театра, но и всего классического балета. Рада, что наша работа не оставила равнодушными зрителей.
Я танцевала разные редакции «Лебединого озера». В новой постановке Григоровича изменен финал балета. Хореограф сделал тот вариант, который задумывал, но тогда, в советские времена, ему не разрешили его реализовать на сцене. Юрий Николаевич воплотил свою давнюю мечту и спектакль заканчивается трагически. Для меня как артистки интересен и прежний, и нынешний варианты балета. Любопытно искать краски для образов Одилии и Одетты не только в хореографии, а и в драматургии роли.
«ГОСУДАРСТВО В ГОСУДАРСТВЕ»
— Наш театр в известном смысле является этаким государством в государстве, — продолжил Антон Гетьман. — Сегодня в штате Большого трудится более трех тысяч человек. У нас действует контрактная система. Все артисты подписывают срочные трудовые контракты на каждый сезон. Эта система в России проходит свое становление. Большой театр — пионер в этом деле, как, впрочем, и положено главному театру страны. Не все проходит гладко (пример тому — судебные иски недовольной балетной примы Анастасии Волочковой. — Т. П. ). Руководство (административное и художественное) Большого театра тоже работает на контрактной основе. Существуют разночтения, связанные с законодательством о труде и другими нормативными актами, в которых пока не предусмотрены особенности труда артистов. Но тем не менее контрактная система в театре существует, и она будет доведена до своего совершенства при помощи новых законов, которые вскоре примет Дума Российской Федерации.
В Москве наш коллектив имеет пять зданий. Ежегодно показываем до 500 спектаклей, работая на двух сценах. Год назад у нас появился новый зал. Эта сценическая площадка находится в непосредственной близости от главной сцены Большого театра и связана с основным зданием подземным переходом. Мы стараемся работать на двух сценах каждый день. Не могу сказать, что это удается. Задача такая перед коллективом и руководством театра поставлена, и мы двигаемся к этому. Каждый сезон, как правило, выпускаем семь премьер (четыре оперных постановки и три балета).
Гастрольная деятельность театра в основном планируется на май-сентябрь. Это связано с тем, что активную часть сезона мы предпочитаем проводить в Москве. Исключения, конечно, бывают. Вот в Киеве выступили, потом гастролируем в Париже (выступления продлятся до 24 января. — Т. П. ). Если поездка в Украину получилась внеплановой, то о зимних гастролях во Францию коллектив знал заранее. Это связано с особенностью репертуарной политики «Гранд-Опера». Там мы проводим трехнедельный сезон. В Париже Большой театр не был 13 лет. На этот раз коллектив пригласил выступить директор «Гранд-Опера» Юг Галль. Кроме шедевра Чайковского в гастрольной программе спектакли «Дочь фараона» Цезаря Пуни, поставленный французским хореографом Пьером Лакоттом, и «Светлый ручей» Дмитрия Шостаковича в постановке Алексея Ратманского.
ДВЕ СЦЕНЫ, НО РАБОТЫ ВСЕМ НЕ ХВАТАЕТ
По мнению российских критиков, в 2003 году в Большом театре произошел режиссерский прорыв. В репертуаре коллектива появились неординарные спектакли. На оперы «Похождение повесы» и «Макбет», балеты «Светлый ручей» и «Ромео и Джульеттта» невозможно достать билеты. Работы получились смелые и интересные. В этом заслуга не только артистов и музыкантов, занятых в постановках, но и режиссеров: Эймунтаса Някрошюса, Деклана Доннеллана, Дмитрия Чернякова и Алексея Ратманского.
По просьбе «Дня» Борис Акимов, худрук балета Большого театра, рассказал о том, как формируется репертуарная политика их коллектива:
— Основу нашего репертуара составляет русская классика. Это касается и оперы, и балета. Наше великое наследие мы бережно храним и поддерживаем в идеальном состоянии. В мире не так много трупп, которые могут исполнять и достойно представлять русскую классику на высоком уровне и в таком большом объеме. Конечно, чтобы спектакли были не музейными танцевальными экспонатами, а имели живой пульс, нужны молодые талантливые исполнители. Но наш коллектив не архаичен. Осн ову репертуара театра составляют спектакли, созданные Юрием Григоровичем. Если вспомнить разные редакции балетов Петипа, то они сделаны Юрием Николаевичем. Совсем недавно обновили «Раймонду». Григорович поставил спектакль в других декорациях. Это была последняя работа его друга и соратника Сулико Вирсаладзе. Художник сделал декорации в голубых тонах. Практически каждый сезон Григорович выпускает балеты в нашем театре. По просьбе дирекции Большого он возродил на нашей сцене свой шедевр — «Легенду о любви». У нас идет его «Спартак». В планах мы оговаривали возвращение его «Ивана Грозного», но Григорович поставил этот балет для труппы Андрея Петрова на сцене Кремлевского дворца, и от этого проекта пришлось отказаться. К 100-летию Шостаковича предлагаем Юрию Николаевичу поставить балет на нашей сцене. Возможно, вернемся к «Золотому веку». Поэтому говорить, что Григорович «отлучен» от Большого театра, не приходится. Мы ценим его как прекрасного мастера и выдающегося хореографа, а его балеты являются украшением нашего репертуара.
В нашей афише есть спектакли мирового классического наследия. Пример — за последние три года в нашем репертуаре появилась «Тщетная предосторожность» Аштена и «Нотр- Дам де Пари» Роллана Пети. Чтобы развиваться, нужно исполнять не только балеты-шедевры, доставшиеся нам в наследство, но важно и приобретать эксклюзивные новинки. Мы ищем интересных хореографов, темы, идеи, которые можем воплотить на сцене Большого театра. На новой сцене, позволяющей эксперименты, у нас недавно прошла премьера «Ромео и Джульетты». Это международный проект английских режиссера Деклана Доннеллана и художника Ника Ормерода совместно с молдавским хореографом Раду Поклитару (киевляне его запомнили по оригинальным работам с киевскими артистами в балетах «Весна священная» и «Картинки с выставки», поставленных на сцене Национальной оперы Украины. — Т. П. ). Критики уже назвали этот спектакль театральной сенсацией.
Доннеллан и Ормерод россиянам хорошо известны. За шекспировскую «Зимнюю сказку» в питерском Малом драматическом театре они получили престижную театральную премию — «Золотую маску». Новая работа тандема в Большом получилась интересной. Поклитару предложил свободную пластику. Действие прокофьевского балета перенесли в наши дни. Динамично развиваются шекспировские страсти. Это рассказ о трагедии подростков, столкнувшихся со взрослым, жестоким миром. В одной из рецензий написали: «Большой театр танцует не поэзию, а прозу, забыв на время о пуантах». Так что коллектив не стоит на месте, а ищет новые идеи и воплощает их на сцене. Знаковыми для труппы являются «Пиковая дама» Романа Пети, «Светлый ручей» Алексея Ратманского и другие спектакли.
Наша балетная труппа состоит из 230 артистов. Всех надо занять в спектаклях, а это не всегда удается. Даже имея две сцены, мы не можем предоставить работу всем танцорам. Поэтому есть недовольные. Хотя в месяц мы показываем от 23 до 28 спектаклей, то есть фактически каждый вечер идет балетный спектакль.
ПОПЕЧИТЕЛИ
— В 2001 году при Большом театре начал функционировать Попечительский совет. Это идея генерального директора театра Анатолия Геннадиевича Иксанова и его ноу-хау. Попечительский совет — весьма важный орган. Он влияет на жизнь театра, но не имеет никакого отношения к творческой политике коллектива, — рассказал А. Гетьман. — В совет входит группа серьезных людей, представителей крупного российского бизнеса. Они заинтересованы в том, чтобы главный театр России развивался, его финансовое состояние и динамика были позитивными. Это люди, вникающие в вопросы театрального бизнеса. Подчеркну — это исключительно российские бизнесмены (руководители крупных банков, нефтяных и металлургических компаний), люди, болеющие за Большой театр и активно принимающие личное участие в жизни нашего коллектива. Занимаются они этим на общественных началах. При Попечительском совете есть Исполнительный комитет. В него входят представители бизнеса. Комитет — оперативный орган. На заседания его члены собираются раз в месяц и принимают решения, а Попечительский совет — руководство. Они собираются реже, но принимают стратегические решения. На сегодня финансовая поддержка попечителей Большого театра очень ощутима и составляет порядка 10% нашего годового бюджета. Мы представляем на рассмотрение наши творческие проекты, объясняя, почему хотим поставить тот или иной спектакль, аргументируем целесообразность гастрольных поездок и другие вопросы. А Попечительский совет решает, кто из них будет поддерживать тот или иной проект. Например, последняя премьера — балет «Ромео и Джульетта» — состоялась благодаря финансовой помощи «Внешторгбанка России». Следующей нашей новинкой будет оперная постановка «Мазепы». Премьера состоится 30 января. Ее спонсирует компания «Русский алюминий». У попечителей есть право самим выбрать тот проект, который связан с их вкусом, симпатиями к авторам или артистам. Но попечители нам не диктуют творческую политику театра.
О КОНКУРЕНЦИИ
— Разговоры о соперничестве Мариинского и Большого театров надуманы, — убежден А. Гетьман. — Конкуренция на театральном рынке существует, но не между нашими двумя театрами, а между всеми оперными и балетными коллективами мира (Ла Скала, «Метрополитен-опера», «Ковент-Гарден» или «Гранд-Опера»). Если театр экспериментирует и не заботится о публике, то он не участвует в конкуренции. А если продал хотя бы один билет, и в театр пришел зритель, то этот коллектив уже вступил на рынок конкуренции. Если нет идей, то театр буксует. Дело не в географии и не в границах. Надо понимать, в чем состоит конкуренция на театральном рынке. В моем понимании это поиск идеи, которая придаст театру новое движение вперед. В этом смысле все театры конкуренты. Мы конкурируем и с Национальной оперой Украины, а они с нами. Это естественный процесс. С Мариинкой мы не конкурируем, но творческое соревнование есть, и оно помогает театру развиваться. Три года у нас существует совместная программа «Мариинский в Большом, Большой в Мариинском театре». В ее рамкам наши артисты выступают на петербургской сцене, а коллеги из Северной пальмиры дарят свое мастерство москвичам и гостям нашей столицы. Приглашаем артистов к нам, а питерцы — к себе. Есть идеи совместных проектов. Мы приглашаем и украинских танцоров и певцов, которые принимают участие в спектаклях и концертных программах, — от этого выигрывают и зрители, и артисты, и подымается престиж театров.
Выпуск газеты №:
№4, (2004)Section
Культура