«Профанация-2»
Чиновники предлагают разделить образование на «формальное» и «неформальное». После такой «реформы» тысячи детей не будут иметь шанс раскрыть свой талант
Напомним, еще в апреле 2013 года (№64) «День» в материале «Профанация» поднимал вопрос о «новациях» чиновников, которые планировали разрушить систему начального художественного образования, признанную одной из лучших в мире! О болезненной теме, в частности, говорили тогдашний председатель Всеукраинского совета директоров школ эстетического воспитания, директор Киевской ДМШ № 35 Александр Шалит, Алла Чередниченко, преподаватель Вишневской детской школы искусств, родители учеников. Тогда не были такими активными в соцсетях педагоги и родители. И все же благодаря нашей публикации чиновники немного отступили, и хотя подняли плату за обучение, но кардинально не сломали систему начального звена профессионального художественного образования. Нужно отметить, если бы тогда нас массово поддержали коллеги, педагоги и родители, в тех же соцсетях, добиться можно бы было большего. Не вышло... Зато произошел новый виток реформирования. Но такой, который может ликвидировать систему детского эстетического образования как явления. И вот почему...
Сегодня в Украине около 1300 государственных школ эстетического воспитания. До 1 января 2015 г. действовала так называемая субвенция на культуру, где была предусмотрена определенная сумма на эстетически-культурное развитие ученика. С началом реформы децентрализации финансирование школ искусств частично спустили на районный уровень — учреждения в селах функционировали как филиалы районных школ. Вопрос: сколько средств выделять таким школам должна громада и будет ли давать деньги? Учителя уверены, что финансирование небольших художественных школ перестанет нормально осуществляться и это может привести к закрытию.
Что же предлагает Министерство культуры? Решить эту проблему с помощью так называемых «культурных корзин» — минимальных списков культурных услуг, необходимых отдельным громадам. Этот список должен финансироваться из бюджета громады. Но на практике эта идея может и не сработать, потому что общественность может свести финансирование списка услуг до минимума, а львиная доля средств пойдет на административные потребности, коммуналку, зарплаты педагогам, а на саму культуру денег просто не останется!
Сокращение финансирования со стороны власти неизбежно приведет к подорожанию частных уроков, — считают учителя и руководители школ эстетического воспитания и это может сузить круг детей, которые в настоящее время учатся в начальных художественных заведениях. В Минкульте заверяют, что государство финансировать школы искусств не прекратит! Их включат в общую систему культурного образования. А на сегодняшний день художественные и музыкальные школы считаются внешкольным образованием и не связаны с системой высшего образования в сфере искусств. В министерстве предлагают разделить эстетическое образование на «формальное» и «неформальное»... Первое будет необходимо для последующей учебы или работы по профессии, а потому будет предусматривать обязательное лицензирование, аккредитацию, внешний аудит и аккредитацию образовательных программ. А второе направление — развитие у детей творческого потенциала, который позволит охватить художественным воспитанием больше детей, — заверяют чиновники.
Чиновники утверждают. А учителя и родители им почему-то не верят. И «бомбардируют» Министерство культуры, Кабмин, Верховную Раду коллективными письмами с лозунгами «SOS — Чиновники высшего ранга — опомнитесь! В ваших руках судьба будущего украинских детей!» Но ответы на них от власть имущих до сих пор не получены. В течение двух недель в «Фейсбуке» происходит флешмоб «Борітеся — поборете!». Это не политическая акция. Она проводится в свободное от учебы время, по доброй воле и при участии родителей детей, которые в настоящее время учатся в школах художественного направления, с целью прекратить некомпетентные действия рабочей группы по вопросам реформирования школ эстетического воспитания и призывает Министерство культуры наконец начать открытый диалог с педагогами, руководителями школ, то есть профессиональными представителями-практиками отрасли эстетического образования.
«День» решил дать возможность высказаться разным сторонам и услышать аргументы «за» и «против», а также вместе поискать пути выхода из ситуации.
«НЕ БУДЕТ УЧЕНИКОВ — НЕ БУДЕТ ШКОЛ»
— Чиновники предлагают изменить название заведений на «художественные школы». Это формулировка ничего не означает! Хотя в настоящий момент у нас есть четкое название — «внешкольные начальные специализированные художественные учебные заведения» (ВНСХУЗ), а в кавычках приписка — «школы эстетического воспитания». Эти заведения имеют широкий спектр учебной работы — музыкальные, художественные, театральные, хореографические, цирковые и т.д. Изменение название — это очень серьезная проблема, — считает Светлана СУХОМЛИНОВА, директор Киевской музыкальной школы №28, президент Международного благотворительного фонда «ВИВАТ АРТ», которая начала и проводит такие престижные конкурсы, как Станковича, Бортнянского и PREMIER (кстати, последнее творческое международное соревнование по академическому вокалу и классической хореографии проходило уже седьмой раз с 3 по 5 марта. — Т. П.). — Художественная школа — это, скорее, клуб, а не внешкольное специализированное художественное учебное заведение и тогда там не нужны педагоги, а занятия могут проводить руководители разных кружков. Это будет как хобби для детей, а не школа с учебными планами, заданиями, экзаменами.
Планируется, что будут: первое — специализированные художественные школы и второе направление развлекательного характера. Кто будет решать, где учиться ребенку? В настоящий момент, согласно Конституции, каждое учебное заведение имеет право работать по своей, утвержденной в Минкульте и Минобразования программе. Напомню, что у НСХУЗ есть разные градации: для малышей, школьников и даже взрослых, которые изъявляют желание иметь художественное начальное образование. Зачем менять налаженный процесс? Лучше не станет — это не только мое мнение, но и коллег-педагогов из всех регионов нашей страны.
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
Сегодня в нашей школе 900 гривен в месяц, которые платят родители из групп детей, являющихся на самоокупаемости (по государственной программе: два раза в неделю преподается специальность и раз в неделю — сольфеджио и хор — это занятие в подготовительной группе), — сумма, которая в настоящее время уже не решает финансовые вопросы заведения. Растут коммунальные тарифы, арендная плата — плюс государство подняло зарплату учителям, и получается, что этой оплаты из кошелька родителей недостаточно. До конца года у нас не хватит даже на зарплату педагогам. Если посчитать все платежи, то страшно сказать, в какие суммы выльется для родителей обучение в нашей музыкальной школе. Думаю, что это будет 4—5 тысяч гривен, а кто сможет столько платить? Не будет учеников — не будет школ!
Пакет законов об образовании и децентрализации — плюс прожекты Минкульта о реформе НСХУЗ дают гремучую смесь, похожую на детонатор, который может подорвать налаженный учебный процесс. Мы просим руководство министерства и членов рабочей группы выслушать нас, а главное — услышать, чтобы не сделать большой вред.
Очень важно не разрушать то, что хорошо работает, потому что через 5 — 10 лет у нас не будет профессионального начального художественного образования. Я категорически против того, чтобы делить детей на группы. За много лет педагогической деятельности могу сказать, что каждый ребенок имеет талант и просто он у кого-то проявляется в 6—7 лет, а есть дети, которые раскрываются в 12—13-летнем возрасте. Учитель не всегда может сразу разглядеть эту искорку, у кого-то из детей постепенно приходит желание учиться музыке, рисованию, пению, танцам и другим видам искусства. И нам важно помочь ученику раскрыть свое творческое «я». Не имея базового образования, ребенок не сможет проявить себя, и даже если раскроется его талант, то догонять специализированную группу ему уже будет очень трудно. Я, как организатор международных конкурсов, знаю, какие таланты-изумруды приезжают выступать на наши творческие соревнования! Сколько есть звездочек из маленьких городков, даже сел, не говоря о детях и молодежи из столицы и областных центров. Сколько сердец и душ педагоги отдают своим ученикам! Если школы начального эстетического воспитания закроются, это будет катастрофа! Мы не должны снижать высокую учебную планку, потому что скатимся очень быстро, а этого нельзя допустить.
«ОБЛЕГЧЕННЫЙ УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ ПРЕВРАТИТ ШКОЛУ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КЛУБ»
— Реформа, которую готовит Минкульт, проводится в закрытом режиме, без предыдущего обсуждения в кругу специалистов и вообще ведутся разговоры о том, что кардинально хотят изменить всю структуру. Поэтому среди руководителей и педагогических работников растет обеспокоенность по поводу дальнейшей судьбы художественных школ, — рассказала «Дню» Юлия ТЕМЧЕНКО, директор Черкасской ДМШ №1. — Диалога нет. Школы эстетического воспитания — это широкая отрасль, не только просветительская, но и художественная.
Эта реформа — как снег на голову! При Минкульте создали рабочую группу, в ее состав ввели людей, о которых в нашей отрасли немногие знают. Эта «группа» уже два месяца работает, но ни с кем не консультируется. Мы просим, чтобы нам показали документальные наработки, чтобы понять, по каким направлениям будет происходить реформа и в чем будут изменения? Почему все держат в секрете? Мы обращались к руководству Министерства культуры, в Кабмин, к народным депутатам ВР, но такое впечатление, что нас не слышат. Уже неделю проходит флешмоб, тысячи людей выражают свою позицию в соцсетях, а в верхах — тишина...
Ситуация скандальная, нужно садиться за стол переговоров, чтобы потом «не рубить дрова»... Поскольку так называемая реформа может стать разрушительной для нашей отрасли. К примеру, не такой уж принципиальный вопрос — переименование заведений. Но это важная тема, потому что мы не понимаем, зачем это делать? Начальное специализированное художественное учебное заведение (школа эстетического воспитания) — НСХУЗ — это название появилось еще в 1992 году. «Новые реформаторы» закидывают, что это «совок» и нужно сменить название. Но тогда произойдет цепная реакция, потому что нужно будет переделывать все документы наших заведений! Название НСХУЗ в настоящее время фигурирует во всех нормативных актах, в частности, при оплате труда работников, социальных гарантий, тарифной сетки и проч. Она прописана во всех действующих законах, в частности, об образовании. У меня такое впечатление, что у нас опять изобретают велосипед. Зачем?
Сегодня НСХУЗ — это начальное звено профессионального художественного образования детей. По окончании школы дети имеют возможность поступить в музыкальные и художественные училища (это те, кто хочет иметь творческую профессию), а часть выпускников — это люди, которые гармонично и эстетически развиты. Благодаря занятиям дети расширят свое мировоззрение, знакомятся с образцами национальной и мировой культуры. Они могут иметь разные профессии, но это интеллигентные личности. За последние три года где-то 20—25% детей продолжили свое профессиональное обучение в музыкальных училищах. Хотя мы не ставим такую цель, чтобы наши все выпускники становились музыкантами или учителями музыки или пения... В Киеве таких музыкальных вундеркиндов учат в Школе им. Лысенко, которые по окончании учебы поступают в консерватории и академии искусств. У нас дети преимущественно учатся для своего гармонического развития.
Мы просим Министерство культуры рассказать, как будет проводиться лицензирование и государственная аттестация? Есть вопрос и к дальнейшей учебе детей художественных школ, потому что предлагается не выдавать свидетельства. Пока непонятно, будет ли другой, и какой именно, документ об окончании таких школ. Каким образом мы сможем поощрять детей восемь лет учиться музыке, и какую бумажку они получат? Нас заверяют, что реформа даст возможность привлечь больше детей, а мы считаем, что новации разрушат налаженный учебный процесс, школы потеряют учеников. По академическим требованиям будут учиться единицы, а большинство будут ходить, как в кружок... Облегченный уровень учебы превратит школы эстетического воспитания в клуб, то есть в любительский коллектив, а не в профессиональное учебное заведение.
Есть еще один болезненный вопрос: сколько для родителей будет стоить обучение их детей? Если это будет первая — так называемая академическая программа, то мы так думаем, что она будет на бюджете (отмечу, что члены рабочей группы все держат в секрете и ничего нам не объясняют), а вторая — «общехудожественная подготовка» — это другая смета. Есть в планах еще и третья образовательная программа... В настоящий момент в Черкассах родители платят 1500 гривен в месяц (самоокупаемость), а в меньших городках сумма еще выше. Кто сможет из родителей платить такие деньги?
Мы, педагоги и руководители начальных специализированных художественных учебных заведений, просим разъяснений от Министерства культуры, потому что не видим четкой программы реформ. Нужно обнародовать «прожекты», чтобы специалисты обсудили вопрос, разработали общее предложение, и только потом подавать депутатам ВР для принятия Закона уже во втором чтении.
«МИНИМАЛЬНАЯ «КОРЗИНА КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ»
Светлана ФОМЕНКО, первый заместитель министра культуры, говорит, что в проекте Закона Украины «Об образовании» предлагается рассматривать художественные школы и системы художественного образования. И на сайте министерства очень скупо цитируют ее слова о том, что «Проект закона «Об образовании» принят в первом чтении, и изменения, которые мы можем внести в него, накануне второго чтения могут быть лишь редакционного, уточняющего характера. Этот проект Закона регламентирует специализированное образование, то есть сохраняет системность образовательного процесса, содержит определение «художественного образования», стандартов, аттестации работников в данной сфере...»
Предложены два типа начального художественного образования:
— начальное профессиональное образование для тех, кто планирует в будущем поступать в художественные образовательные заведения высшего уровня;
— общехудожественная подготовка для тех, кто стремится развиваться.
Что это значит?
«Образовательные программы первого типа будут базироваться на нынешних Типичных планах НСХУЗ (ШЭВ), которые войдут в них в полном объеме. Образовательные программы второго типа — «облегченный вариант» типичных учебных планов. В него будут входить четыре составляющие: профессия, сольфеджио, история искусства и коллективное музицирование (пленэры, постановки и тому подобное), — объясняет представителям СМИ советник министра культуры Ирина ФРЕНКЕЛЬ. — Учитывая тенденции постиндустриального общества, вызовы времени, идеологическое противостояние и геополитические расколы, Министерство культуры в настоящее время работает над внесением изменений в определенные законодательные акты, разрабатывает «минимальную корзину культурных услуг», которая должна обеспечить формирование гуманитарной креативной личности.
С 1996 г. (последние 20 лет) внешкольные художественные учебные заведения на 100% содержатся за счет местных бюджетов. Поэтому мысли и опасения преподавателей безосновательны».
P.S. Какие же пути выхода из ситуации? Дело в том, что поправок к Закону «Об образовании» очень много, а это говорит о том, что фактически документ нужно переписывать заново! Так, Александр Спиваковский, народный депутат, первый заместитель председателя комитета ВР по вопросам науки и образования, считает неуместным изменение названия НСХУЗ и представил свои замечания. А инициативная группа, в состав которой вошли директора школ, предлагают три главных месседжа, которые нужно сделать, — внести изменения в Бюджетный Кодекс:
1. Возобновить субвенцию на содержание школ эстетического воспитания.
2. Утвердить Государственную программу развития школ эстетического воспитания.
3. Определить норматив финансирования школы эстетического воспитания из расчета на одного ученика (формульный расчет).
Выпуск газеты №:
№41-42, (2017)Section
Культура