Как мы можем помочь Николаю Семене,
или О гражданской позиции и нехватке солидарности, что показала дискуссия «Журналистика в Крыму: пути освобождения»
15 декабря после открытия фотовыставки преследуемого оккупационными властями в Крыму журналиста Николая Семены (см. Материал на сайте «Дня» «Крым стал нефотогеничным...») состоялась дискуссия «Журналистика в Крыму: пути освобождения».
Модерировал мероприятие Андрей Куликов, а спикерами стали руководитель мультимедийной платформы «Крым.Реалии» Владимир Притула, руководитель общественной организации «КрымSOS» Тамила Ташева, адвокат Николая Семены Андрей Сабинин, и. о. председателя Национального союза журналистов Украины Сергей Томиленко, главный редактор интернет-издания «Украинская правда» Севгиль Мусаева-Боровик, журналист Павел Казарин, от «Дня» выступила я, редактор отдела корреспондентской сети. Среди вопросов, которые было важно обсудить cпикерам, - что конкретно медиасообщество и общественность может сделать, чтобы помочь коллеге, говорилось также об «информационном вакууме» на оккупированных территориях и как активно проявлять «солидарность с журналистами, которые преследуются российскими властями», о том, чем могут помочь журналисты, государство и мировое сообщество журналистам, работающим фактически в подполье.
Андрей САБИНИН: «НУЖЕН ЖУРНАЛИСТСКИЙ ДЕСАНТ НА СУД»
Напоминая последние подробности дела («День» писал о них в №228 от 14 декабря 2016 года), адвокат Николая Семены Андрей Сабинин сообщил: «В ближайшее время обвинительное заключение поступит в республиканскую прокуратуру Крыма, и если его утвердят, то после праздников оно поступит в суд Железнодорожного района Симферополя. Возможно, в январе начнется суд. Единственное доказательство по делу - «лингвистическая экспертиза» статьи Семены. Самая главная проблема, по которой идет дискуссия и решения которой пока нет, - то, что следователь не умеет задать вопросы, которые бы звучали как не правовые, так и задает правовые вопросы людям, которые не являются специалистами в области права. Они могут быть филологами, психологами, историками, социологами и тому подобное. Получив вопрос, есть ли призывы к нарушению территориальной целостности, они дают ответ, что да. Это абсурд. Верховный Суд РФ отмечал, что так быть не должно, что следователь так делать не может, а эксперт не может так отвечать. Но это поголовно происходит». Семене инкриминируется вторая часть ст. 280.1 УК России - «призывы к нарушению территориальной целостности» с использованием СМИ. «Это квалифицировано как преступление средней тяжести, за которое предусмотрено до пяти лет лишения свободы или обязательные работы до 480 часов, что в его возрастном статусе, видимо, будет исключено. С учетом тех приговоров, которые мне известны по этой статье в России, в двух из них приговор был лишение свободы, в одном случае присудили штраф и амнистию, но речь шла о части первой ст. 280.1», - отметил Андрей Васильевич. Что касается поддержки его подзащитного, то Сабинин высказал предложение, чтобы, когда начнется суд, на процесс, если его не закроют, приехал определенный журналистский «десант».
ВЛАДИМИР ПРИТУЛА: «МЫ ОЖИДАЛИ БОЛЕЕ ДЕЙСТВЕННОЙ РЕАКЦИИ ДУНИ МИЯТОВИЧ В ОТНОШЕНИИ СИТУАЦИИ В КРЫМУ»
Руководитель мультимедийной платформы «Крым.Реалии », на которой и вышла« крамольная », по мнению оккупантов, статья Николая Семены, Владимир Притула в своем выступлении отметил:« Мы понимаем возможности или невозможности ОБСЕ, но ожидали более действенной реакции со стороны комиссара Дуни Миятович относительно ситуации, которая происходит в Крыму. Не только в отношении Николая Семены, но и вообще работы журналистов. Мы с ней встречались в первые дни аннексии, когда она приезжала, и уже тогда говорили о том, что происходило в Крыму, когда журналистов били, похищали, угрожали... Сейчас реакция такого важного института, как комиссар по свободе СМИ ОБСЕ, должна быть более четко артикулирована». Главным средством помощи коллеге пан Владимир видит продвижение информации о его деле на международном уровне. «Мы видим, что эта тема поднимается на многих международных площадках, и это надо продолжать. Сейчас я вижу только эту возможность каким-то образом повлиять на ситуацию в Крыму. Важно, чтобы журналисты и правозащитники из других стран могли беспрепятственно попадать в Крым. Если говорить о Николае Семене, важно включение в обменный список, потому что мы видим серьезную угрозу его здоровью и жизни. К сожалению, без инициативы и солидарности журналистов международная поддержка будет ограниченной», - подытожил Владимир Притула.
КАК РАБОТАТЬ ЖУРНАЛИСТУ В КРЫМУ?
«История Николая Семены - это история человека, который остается преданным своим принципам и за эти принципы несет такое наказание от страны-оккупанта», - убежден Павел Казарин, для которого важно во время этой встречи на примере дела Николая Михайловича проговорить и избавиться от «наших стереотипов относительно Крыма и крымчан, которые остались на оккупированной территории». «Чтобы апеллировать к международному сообществу, мы для начала должны договориться с самими собой и ответить на вопрос: а кто там живет в Крыму?» - отметил Павел.
О непроговоренности проблемы информационного вакуума на оккупированной территории и условиях работы журналистов в Крыму говорила Тамила Ташева. «Мы, как организация, которая непосредственно работает с людьми, которые живут на территории Крыма или выехали из него, слышим о том, что нам надоело слышать о том, что Крым - это Украина, делайте какие-то конкретные шаги для того, чтобы мы это почувствовали. Мы потеряли независимые медиа в Крыму, и это напрямую влияет на тех людей, которые там живут. Другой тезис о том, как там журналистам работать. Как послать определенный «десант» в Крым, о котором сказал Андрей Сабинин? Здесь надо принимать очень конкретные шаги со стороны государства, профессиональных журналистских организаций, общественных организаций. Потому что за каждым украинским журналистом, который туда поедет и который должен получить обязательную аккредитацию в российском МИДе, обязательно будет слежение на территории Крыма. Очень много сложных вопросов, на которые, к сожалению, мы до сих пор не имеем ответов. Прошло почти три года с момента оккупации. Но как реально журналисту там работать, мы пока не говорим», - сказала она. Также Тамила Ташева выразила следующие тезисы: «О солидарности - можно было бы нам самим внутри - и журналистам, и общественным деятелям - эту солидарность показывать гораздо активнее. Если мы хотим, чтобы международные структуры реагировали более активно, то нам надо внутри страны тоже активно это делать. Также, жалуясь на то, что вопрос пана Николая или Романа Сущенко и других не поднимают на международном уровне, должны осознавать и говорить о глобальном контексте нарушений свободы слова по всему миру».
Севгиль Мусаева-Боровик отметила, что ситуацию с преследуемыми на оккупированных территориях людьми можно охарактеризовать как «спасение утопающих - дело самих утопающих». «Все зависит от того, насколько правозащитные организации, адвокаты, родные и близкие готовы бороться за конкретного человека», - отметила она. Кроме того, она обратила внимание на недостаточную роль государства в этих делах. «Чиновники часто говорят лозунгами, но очень редко называют фамилии людей, редко называют, какие конкретные действия можно предпринять, чтобы изменить ситуацию в том же Крыму», - сказала Севгиль, говоря о месседжах, которые украинские правители транслируют международному сообществу.
«ПОМОЩЬ В... СОТРУДНИЧЕСТВЕ С СОЮЗОМ ЖУРНАЛИСТОВ РОССИИ»
И. о. председателя Национального союза журналистов Украины Сергей Томиленко призвал собравшихся «сделать ревизию своих возможностей, своих знакомств, которые мы можем задействовать и какие меры мы можем организовать» для помощи Николаю Семене и другим преследуемым гражданам Украины. Говоря об усилиях, которые прилагает НСЖУ для освобождения коллеги, Сергей рассказал об обращении к российским властям о необходимости предоставления Семене медицинской помощи в Киеве и официальном отказе на него.
Также Томиленко призвал к «корректному отношению к международным структурам». «Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ по нашей просьбе официально пригласила пана Николая Семену на конференцию в Вене, были направлены письма к российским властям. Для нас очевидно, что офис ОБСЕ делал и делает заявления, что есть нарушения свободы слова в Крыму. Важно, что ОБСЕ официально признало Семену журналистом, а не каким-то замаскированным агентом», - акцентировал Сергей Томиленко. «Конечно, мы сами беспомощны в этой ситуации, беспомощны многие дипломатические структуры, мы бы хотели большего, но на сегодняшний день от официальных международных структур позиция есть. Есть однозначная позиция международной федерации журналистов о том, что Николай Семена - преследуемый журналист. Сейчас мы тоже проводим консультации относительно новых заявлений от МФЖ, также мы ищем юристов, чтобы эксперты западного мира тоже сделали вывод, что речь идет о дискуссии, а не о терроризме». Говоря о вопросах поиска ресурсов по финансовой поддержке юридического сопровождения, поддержке семей преследуемых журналистов, Томиленко многих удивил: «Здесь мы используем наше участие на международных площадках, в том числе с Союзом журналистов России, где ищем тех, кто будет предоставлять заявления и определенную материальную поддержку. Все равно заявления на международном уровне будут осуществлять определенное давление на российскую власть, и мы верим, что она захочет отделаться от такого негативного имиджа и в конечном итоге решением будет предоставление возможности пану Николаю переехать на материковую Украину».
Как читатель уже, наверное, заметил, от многих спикеров звучало слово «солидарность». Да, недостаток объединенности в информационной поддержке дел преследуемых коллег, «забывание» о них - это важный аспект, на который стоит обратить внимание. Но есть и другой аспект. Солидарность должна происходить на основе общих ценностей. Позиция «Дня», которую выражала я, заключается в том, что журналисты должны быть солидарны в том, чтобы называть вещи своими именами: агрессора - агрессором, оккупированные территории - оккупированными территориями. И именно с такой позиции оказывать то давление, которое мы можем оказывать, выбирать такую риторику, чтобы международные структуры нас услышали. Поэтому сотрудничество с Союзом журналистов страны-агрессора, которая держит под следствием украинского журналиста именно за наличие у него гражданской позиции, мы никак не можем приветствовать. Поэтому при обсуждении состоялась и дискуссия с теми, кто это сотрудничество оправдывает. Напомним, что в редакции «Дня» состоялся круглый стол, участники которого приняли обращение, в котором поддерживают решение Европарламента по противодействию российской пропаганде и осуждают «подготовку общественного мнения к капитуляции». Его можно подписать, перейдя по ссылке https://day.kyiv.ua/uk/content/zvernennya-uchasnykiv-kruglogo-stolu-v-redakciyi-gazety-den-razom-z-odnodumcyamy-yaki. Кстати, подписать его могут не только журналисты, но и каждый гражданин, ведь речь идет не об узкопрофессиональном аспекте, а о свободе слова в общечеловеческом понимании.
Собственно, пример гражданской позиции Николая Семены и должен быть стимулом к солидарности. Но, к сожалению, еще не стал, поскольку наличие гражданской позиции не все журналисты считают для себя обязательным. Мы же будем продолжать работу.
Section
Медиа