АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
Есть все шансы для прорыва в отношениях с США![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20050211/425-1-2.jpg)
Константин ГРИЩЕНКО , экс-министр иностранных дел, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в США (2000 — 2003 годы):
— Фактически в Украину впервые прибыла настолько представительная делегация из США после избрания президентом Виктора Ющенко. Чем интересен, на ваш взгляд, этот визит? Какие перспективы сейчас открываются для развития отношений между Киевом и Вашингтоном?
— Это исключительно важный визит. Наверное, со времени обретения независимости Украиной, с 1992 года настолько представительных делегаций у нас не было. Фактически самые мощные представители Конгресса США прибыли для того, чтобы засвидетельствовать свою поддержку происходящим в Украине процессам и высказать, я надеюсь, готовность инициировать соответствующие законопроекты, которые давно назрели. Для украинской стороны вызов заключается в том, чтобы использовать этот интерес, внимание к нашему государству именно сейчас, максимально обеспечить поддержку, не привязанную к сегодняшним событиям, а такую поддержку, которая бы работала по меньшей мере на последующие несколько лет.
С одной стороны, сегодня работать на американском направлении на порядок легче. А с другой, всегда существует угроза потерять открывающиеся возможности. Такая потеря будет очень дорогой. Возможности, связанные с приходом нового Президента, чрезвычайно широки. Успешность их реализации зависит от того, насколько реальными будут преобразования в экономике с точки зрения более благоприятного инвестиционного климата, насколько удастся привлечь США к разрешению тех неотложных проблем, которые стоят перед нашей внешней политикой.
— В Украине очень много говорилось о «российскости» внешней политики США, о формировании политики в отношении Киева сквозь призму интересов Кремля. Изменилась ли ситуация сегодня настолько, чтобы говорить об уменьшении влияния «советологов» в администрации США?
— Это в значительной степени будет зависеть от того, насколько профессионально мы будем проводить свою политическую линию в отношениях с США и насколько конкретно сможем работать с теми ключевыми политическими фигурами не только в правительстве и Конгрессе, но и в политологических кругах. Целью такой политики и должно быть создание своего украинского лобби в Вашингтоне. И не только в Вашингтоне. Принципиально важно привлечь крупный бизнес в Украину. Если мы не сможем привлечь серьезные американские транснациональные корпорации, то не сможем иметь материальной основы для того, чтобы ставить и решать свои вопросы во властных коридорах Вашингтона.
— На этой неделе администрация Джорджа Буша внесла на рассмотрение в Конгресс проект бюджета на 2006 год. В нем зафиксирована наибольшая из постсоветских государств финансовая помощь Украине. При этом России впервые за последние годы будет выделена сумма едва ли не наполовину меньшая. Не является ли это признаком изменения приоритетов Белого дома в проведении политики в этом регионе?
— Впрочем, стоит отметить, что общие объемы помощи нельзя сравнить с теми, которые были еще шесть-семь лет назад. Это вполне нормально и естественно, поскольку наше государство сейчас экономически развивается достаточно серьезными, высокими темпами. Подходы к помощи изменились. Величина помощи — это сигнал поддержки Украины в целом. Но ее объемы не имеют такого серьезного значения, как это было когда-то. Я думаю, нам нужно ориентироваться не столько на помощь, сколько на развитие таких отношений, которые бы давали практический результат с точки зрения увеличения объемов нашей торговли. Ведь сегодня она составляет немногим более двух миллиардов долларов, что не то что не соответствует нашему потенциалу, но и не является даже минимально приемлемым объемом.
— Хиллари Клинтон — одна из членов американской делегации. Это — бывшая «первая леди» США, ныне сенатор, возможно будущий кандидат на президентскую должность от демократов, автор недавней резонансной статьи в «Файненшл Таймс», в которой выражалась поддержка Украине. Станет ли этот визит началом формирования того самого проукраинского влиятельного лобби в США, о котором вы упоминали?
— Я думаю, что приезд Хиллари Клинтон, Джона Маккейна, других знаковых фигур — это все свидетельство того, что у нас есть огромные возможности для осуществления настоящего прорыва в отношениях с США на долгосрочную перспективу. Возможности есть, желание с американской стороны осуществить этот прорыв тоже есть. Все зависит от того, насколько мы сами сработаемся с теми, кто нас поддерживает в Вашингтоне. Я думаю, что все шансы для этого у нас есть.
— Один из актуальных вопросов в отношениях США и Украины — дальнейшее участие Украины в стабилизационных силах в Ираке. Каким должно быть его оптимальное решение, чтобы оно одновременно не пошло вразрез с нашими интересами и не нанесло удар по отношениям с партнерами по коалиции?
— Соответствующие предложения я, еще в качестве министра, уже подготовил. Думаю, что у нас существует такая формула выхода из Ирака, которая будет отвечать и чаяниям украинского народа, и приоритету сохранения надежных партнерских отношений с США. Однако я не хотел бы давать более детальных комментариев, поскольку это решение как раз обсуждается во властных структурах.
Выпуск газеты №:
№25, (2005)Section
Панорама «Дня»