Перейти к основному содержанию

«Архитектурная битва» за Киев

04 октября, 19:27

Архитектор Лариса Скорик для новейшей истории фигура знаковая. Многие помнят ее как политика, когда Лариса Павловна была депутатом Верховной Рады первых лет независимости. Помнят, во-первых, потому что эта элегантная женщина все высказанные идеи могла подать аргументированно. Во-вторых — потому что сам факт присутствия женщины, как говорится, не «для галочки» в парламенте в те времена было делом невиданным. Она не всегда была понята, поскольку идеи Скорик-политика, их аргументация во многом опережали и общественные настроения, и политграмотность, и самосознание. Можно сказать, что идеи Скорик-архитектора тоже во многом опережают время. Она одной из первых обратила внимание общественности на недостатки столичной градостроительной политики: майдан Незалежности, фитнес-центр под стенами Софии — примеров не счесть. Майдан, конечно, все же отстроили, но уже Софию удалось отвоевать. Но к Ларисе Скорик, тем не менее, прислушиваются. Работа Комитета гражданского неповиновения (к созданию которого Лариса Павловна имеет самое непосредственное отношение), многочисленные массовые пикеты, организованные при ее участии — это яркий пример того, что ее протест против градостроительных нонсенсов уже не является гласом вопиющего в городской пустыне. Так случилось, что в нынешнем году юбилей Ларисы Павловны совпал с празднованием Всемирного дня архитектуры, который отмечается в первый понедельник октября. В этом, однако, есть глубинный смысл. Архитектура — это то, чем Лариса Скорик живет и дышит. И, как показывает практика, в ней, архитектуре, хрупкая миниатюрная женщина может многое изменить. Неслучайно одна из ее подруг, директор театра «Браво» Любовь Титаренко, назвала Ларису Павловну Эдит Пиаф от политики: маленькая женщина с очень мощным голосом. Мы рады, что Лариса Павловна является давним другом «Дня». Мы — первые и единственные, кто вместе с ней организовал «Прогулки по городу»: воочию убедиться в том, что не все новое — на пользу столице. Тем не менее, праздничную беседу хотелось сделать частной: поговорить о ее учениках (профессор Лариса Скорик преподает в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры), о реализованных проектах, о планах на будущее. Однако без разговоров о нынешнем облике столицы, о градостроительных проблемах не обошлось. Это, однако, и неудивительно: всю себя Лариса Павловна посвящает охране Киева от архитектурного варварства.

— Пани Лариса, вы — активно практикующий архитектор. Какие из реализованных вами проектов приносят вам наибольшую радость? Вы также преподаватель. О каких ваших студентах и их проектах можно сказать, что время на их обучение потрачено не зря?

— К сожалению, выходят из стен Академии и такие «профессионалы», которые идут на все, чтобы реализоваться — даже на сделку с собственной совестью. И когда я говорю, что Киев портится в большой мере благодаря архитекторам (а не только чиновникам и инвесторам, которые считают барыши), то это абсолютная правда. Хотя всегда пытаешься донести до студентов идею о том, что главное — сделать что-то ради архитектуры, ради эстетики.

Так что есть те, кто поступает с Божьим даром, а есть и другие. Должен тянуть всех. Однако сразу знаешь, что один будет блестящим специалистом с высоким моральным кредо, а из кого-то выйдет чиновник — и ничего более. Бывают случаи, когда видишь, что человек в архитектурном плане — невысокого полета, но со вкусом, работящий, может отличить хорошее от плохого. Но ведь не всем звезды с неба снимать. Зато из таких людей получаются прекрасные реставраторы. Я им откровенно говорю об их области. Тем более, что реставраторы тоже нужны. Не фальсификаторы, потому что таких полно развелось — игнорантов от реставрации, которые обращались вульгарно с авторской работой, как например произошло с Домом с химерами Городецкого. Тем более, что автор, в силу объективных причин, не может иногда защитить свое произведение, поскольку его уже нет в живых: и это доказательство абсолютной человеческой бескультурности и аморальности. Поэтому тактичный, высокообразованный реставратор — это великое дело, особенно когда архитектурное произведение ждет заботливой руки. Случаются с ними и вправду трагические моменты. Один из моих студентов, очень талантливый автор Валерий Овсянников сделал был прекрасный проект дома на Десятинной, который, к сожалению, сейчас предстал совсем не в том виде. Восемь лет ему выкручивали руки, чтобы он сделал его в другой стилистике. И то, что сейчас возникло, Валеру едва до инфаркта не довело. Заказчик сказал: я больше не могу ждать. И человек пошел на компромисс, хотя он признается: мне стыдно, что нашей мастерской пришлось согласиться на такой ужас.

Но о позитивном. Принимали наши выпускники участие и в создании столичного Южного вокзала. Много их по киевским проектным институтам. Практикуют по всему миру: в Израиле, Америке, Германии, Москве — уже закончили магистратуру кроме нашего образования, и стали на практические ноги. Они работают и по персональным творческим мастерским, а многие имеют и собственные. И реализуемые ими проекты очень приличные. Один наш выпускник получил со своей группой за реставрацию Мариинского дворца Шевченковскую премию. Кстати, это было не так давно сделано, и я не могу понять, с чего вдруг дворец снова поставили на реконструкцию.

Необязательно реализоваться в Киеве, в мощных домах, ведь есть разные жанры архитектурной практики. Один из выпускников был главным архитектором города Обухова, а потом создал персональную мастерскую. Строит красивые, современные, элегантные дома по заказу. Это вам не псевдозамки с «башенками-перебашенками» и «финтифлюшками», на которые смотреть страшно: что-то среднее между приказчицким и цирковым стилем — таких у нас полно. К счастью, есть уже немало богатых людей с хорошим вкусом: поездили по миру и хотят иметь что-то похожее на Европу.

То есть я не могу сказать, что те, кто хотел творить архитектуру, не реализовались. Был, конечно, такой период при предыдущем главном архитекторе, когда все нормальные заказы шли в его «группу». Тогда было действительно сложно: нужно было думать, как быть, куда пристроиться, идти ли на компромисс с совестью и просто зарабатывать деньги. Но кое-кто сделал правильный выбор и пошел туда, где ему нравилось, а сейчас уже создал персональную мастерскую.

Но есть одна большая проблема — безвкусица. Сегодняшний рост количества мощных жилых и офисных комплексов не может не влиять на молодую, неиспорченную душу архитектора. В Киеве сейчас есть два безвкусных направления. Первое из них — эпатаж: такое впечатление, что понадирали идей из разных городов мира. Словно вошли в интернет, насмотрелись на то, где что происходит, слепили вместе, и вышла так называемая современная киевская архитектура. А второй вариант — подделка под старину. Это даже не коллаж, не попытка ввести в современную архитектуру какие-то фрагменты из старого. И молодой человек, который приходит в большую архитектуру, или отшатнется от этого, или это привлечет его большими барышами, и он будет закрывать на многое глаза. И это самое грустное. Ведь не в последнюю очередь все зависит от моральных качеств специалиста: не променял ли он архитектуру на звонкую монету. Если нравственность присутствует, будет все нормально: будет у него и хлеб, и к хлебу, и архитектура будет. Не нужно очень многого хотеть: нужно хотеть ровно столько, сколько имеет право хотеть творец за роскошь творить. Если ты действительно творец, ты не будешь в первую очередь думать о гонорарах, а только о том, что тебе подарен шанс создать прекрасную вещь.

О СЕБЕ

Обычно дороже всего то, что «живо» еще в компьютере или на чертежной доске ,— кажется, что именно это будет лучшим. А если серьезно... В начале своей архитектурной карьеры я была главным автором создания Шевченковского гая во Львове. Потом этим проектом занимались другие, но приятно то, что я была первооткрывателем этой идеи и автором первой разработки. Очень приятно было и тогда, когда мой проект реконструкции Ивано-Франковска получил первую награду и право на дальнейшее воплощение. Помню впечатление жюри: проект проникнут духом города и в то же время он очень современный. Львов, 83-й год: проект генеральной реконструкции центральной части города . Чтобы я ни делала, все это завязано на исторической среде. Всегда была сторонником современной архитектуры. Но мне нравится вписывать ее именно в вышеупомянутое историческое ядро. Считаю, что когда подобное хорошо выходит, — это высший пилотаж. Не так давно мне пришлось работать над церковью Святого Василия на столичной улице Смирнова-Ласточкина, и я очень люблю эту свою работу. Мне тогда еще говорили: зачем ты возишься с этим мелким масштабом? А я считаю, что там нужно было сделать именно такой масштаб, который превалировал когда-то в этой части города. Что с того, что когда-то там допустили большую ошибку и успели всунуть две высотных больницы?

Приятно вспомнить результат труда над церковью Кирилла и Мефодия в Черкассах. Грустно стало, когда увидела, что сделали с моей церковью в Борисполе. Местные священники решили проявить свое творческое начало. Я тогда была депутатом, и мне было некогда все время наблюдать за процессом. Вот ее и успели «помять»: понастроить какие-то барочные купола, где должны быть полусферы. Но самое страшное произошло сейчас: медные купола этой церквушки разрисовали в разные цвета! Вы знаете, очень патриотично вышло: средний купол — желтый, четыре внешние — синие, а та несчастная колокольня, которую я вообще не проектировала, — зеленая. Нужно добавить, что сама она — из красного кирпича. Можете себе это представить?

Сейчас работаю над проектом православного монастыря в Киеве. Где он встанет — пока что сказать не могу: еще перехватят участок (смеется). Думаю, что дойдет в будущем году до строительства церкви Святого Федора Тирона. Этот проект, который мне также дорог, должен осуществиться в квартале между Большой Житомирской, Десятинной и Владимирской. В последнее время снова влюбилась в Подол, сейчас делаю очень большую работу, это пять кварталов над линией метро — Глыбочицкая, Смирнова-Ласточкина, Петровка, Нижний Вал. Этим сейчас и живу. Уже существуют предпроектные предложения, через две недели буду выставлять этот проект на Градостроительный совет.

СКОРАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ПОМОЩЬ

— А теперь о вещах, которым вы посвящаете очень много времени: градостроительная политика в столице. С приходом нового главного архитектора Киева произошли безусловно позитивные изменения. Однако почему все еще имеют место нонсенсы, например, строительство 60-этажного дома около Октябрьской больницы, где и без того существует транспортная проблема?

— Это наследие прежних времен, когда все в городе решал один человек и подвластные ему мастерские. Если бы городская власть в свое время сказала: нет, ребята, так нельзя... Бессарабка — еще одна из больших дуристик. О майдане Незалежности вообще нечего говорить — дурной тон. Это не архитектура, это какая-то оперетка, дешевая по содержанию и ценная по декорациям. Повернуть этот процесс в другую сторону на многих участках уже невозможно: земля отведена, проплачены — официально и неофициально — средства, где-то строительство началось еще до прихода нынешнего главного. Но около той же Октябрьской больницы кое-что изменить еще не поздно. Там должны возникнуть два ужасных параллелепипеда: один лежачий, а второй — стоячий. Один из этих объектов хотя и не имеет никакого отношения к больнице, тем не менее захватит значительную часть ее территории. Поэтому хочется спросить руководство больницы: кому и за сколько они отдали эти земли? Шла как-то туда навестить свою подругу, навстречу мне врачи: «Пани Лариса, спасайте нашу больницу!» Думаю, что ее уже там не будет. Потому что постановка вопроса была такая: мы построим жилье, офисный комплекс, а на остальной территории будет функционировать больница. Где же там функционировать?! Вот вам традиции, и история, и мораль. Ясное дело: как не поставить дом на таком лакомом кусочке на склонах, жители которого будут иметь «красивый» вид из окна?! Такой же, как, например, из окон дома на Грушевского, 9 а, который полностью испаскудил Днепровский склон: за квадратный метр там берут бешеные деньги! Мало того, что там уже есть: недавно инвесторы приходили и просили разрешения на достройку еще и по горизонтали (вплоть до Петровской аллеи) плюс еще 6 или 7 этажей вверх. Хорошо что пока Градостроительный совет во главе с паном Присяжнюком с этим не согласился. Но ведь стоит ждать шума и «подковерных зигзагов». Уже сегодня некоторые архитекторы пытались нам доказать, как это будет красиво. Отдаю должное пану Миргородскому, который сказал: я депутат от этого округа в Киевраде, и я не могу с этим согласиться. Думаю, что избиратели вообще не соглашались с тем, что там поставили, потому что они четыре года боролись с этим проектом. Имеем сейчас проблему — осознает ли общество, как его «обувают».

— Именно об этом следующий вопрос. Насколько активна у нас общественность? Понимает ли она, что на решение чиновничества можно и нужно влиять?

— Мы уже говорили о Майдане, Бессарабке, о том, что будет около Октябрьской больницы, об уничтожении площади перед Дворцом спорта огромными монстрами, которые здесь — ни к месту, ни ко времени. О подземных торговых территориях в центре вообще нечего говорить: не может человек находиться под землей на протяжении целого дня, в закрытом помещении, не видя неба и солнца. Я понимаю, когда машины паркуют, но когда люди «припаркованы»... К тому же эта бессмысленная вещь окончательно разрушила возможность решить транспортную проблему в центре города. Довершит проблему Европейская площадь, если ее «задолбают» подземными ярусами, которые не дадут возможности зайти под землю потокам машин: имею в виду паркинги. Вспомните остальные бессмысленные вещи: например, улицу Богдана Хмельницкого, где встал дом- страшилище. Не понимаю, подо что он сделан: не то под старину, не то под каземат. Стыдно смотреть. И это в то время, которое во всем мире отмечено развитием современной архитектуры. Потом посмотрите, что происходит с мансардами. Например, на доме за Оперным театром есть эта глупость, с куполками-прибамбасами. Испаскудили дома на углу Ирининской и Большой Васильковской: тоже какие-то «рюш», вечные арочки, вазочки поставили, которых там никогда не было. Это какое-то нашествие: лепят под старину что-то невероятное и рассказывают, что они возрождают исторический дух территории. Хочется ответить классической для одесской очереди в магазине фразой: «Вас здесь не стояло». Бессмысленные, бездарные, неэстетичные вещи, которые оскорбляют настоящую старую архитектуру и ничего не прибавляют к тому, чтобы сказать, что Украина способна на архитектуру современную. Хотя талантливых архитекторов у нас немало.

Так вот, об общественности. Она, бесспорно, чувствует, что может что-то изменить, но, к превеликому сожалению, нередко начинает осознавать это только тогда, когда ее непосредственно это коснется. Когда мы призывали не допустить строительства фитнесс- центра около Софии, присоединилось немало людей. Однако не столько, сколько бы собралось, если бы что-то угрожало парижскому Нотр-Даму или, например, Кельнскому собору в Германии.

ОБЩЕСТВЕННОСТЬ ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ

— Может, реализовать свои законные права общественности что-то мешает?

— К превеликому сожалению, одна из головных болей — это суд и прокуратура. Не по их вине, кстати. Ведь, например, решение второй из этих инстанций о неправомерности определенной застройки... можно, оказалось, отменить решением Киеврады! Вот вам пример. На улице Подвысоцкого, вплотную к больнице и жилому дому решили поставить еще одно здание. В начале строительства абсолютно неправомерно (хотя о том, как у нас решаются подобные вопросы, говорить лишний раз не нужно) вырубили кучу деревьев, которые были «буфером» между домом и больницей. Не стоит забывать хотя бы о том, что существуют элементарные правила: от края больничной территории до ближайшей жилой застройки не может быть меньше нескольких десятков метров. О согласованиях всяческих вырубок я вообще не говорю. Что вы думаете? Дошло до того, что инвесторы подали в суд на жителей дома, потому что последние снова насадили сквер. Первые, видите ли, понесли убытки. Возможно, это и так, но зачем идти неправовыми путями: и инвесторам, и чиновникам, которые согласовывают такие места? Если бы эти чиновники действовали по закону, они бы сказали инвестору: слушай, дорогой, иди к этим жителям и согласуй с ними, потому что они первые, кто может от этого пострадать. Сейчас очередная жертва — Павловский садик (в районе улиц Гоголевской и Павловской), старинный, исторический, где уже запроектирован огромный дом. Приходилось слышать от людей, давно не бывших в столице: что произошло с Киевом, куда исчезает зелень? А если еще возьмутся за склоны Днепра — давно существует и такая идея.

Так уж устроено наше общество, еще не скоро чиновничьи места перестанут быть «доходными местами». Потому и в архитектурном законодательстве — полный бедлам, что кому-то очень невыгодно принимать определенные документы. Но общественность все-таки понимает ситуацию. И, должна сказать, как бы мы ни были утомлены, но если дойдет (не приведи Господи!) до попытки застроить кручи Днепра и его Набережную, думаю, народ организовать удастся. Если нельзя будет решить этот вопрос мирным путем — выйдем на пикеты и демонстрации...

Мне также очень приятно, что к общественности иногда все же прислушиваются. Яркий пример — Десятинная церковь. Некоторые заинтересованные архитекторы убедили в свое время один патриархат в необходимости ее отстроить, сейчас — другой патриархат. Даже пошло соответствующее письмо на имя Президента. Однако нам удалось организовать памятникоохранную общественность, археологов и доказать, что портить эти уникальные фундаменты нельзя ни в коем случае. Это же просто надругательство: никто даже не знает, как Десятинная выглядела! Единственное, что можно там сделать, — поставить маленькую часовенку, в память о святыне. А сами фундаменты — музеефицировать. Можно даже создать подземный музей, закрыв фундаменты, где разместить все раритеты, сохранившиеся от Десятинки, выставить макеты тех догадок об ее виде: их как минимум есть семь. Должна сказать, подействовало: вышло решение Президента об отмене предыдущего распоряжения, в котором четко написано, что наибольшая ценность, фундаменты, должны быть сохранены. Так что не все безнадежно, нужно просто стучать во все двери. Главное — делать это вовремя. А самое страшное — это безразличие. Ничего не произойдет, если кто-то задумает переждать.

— Каждый день рождения — это этап подведения определенных итогов. Возможно, это прозвучит несколько пафосно, но как вам кажется сегодня: «архитектурная битва» за столицу выиграна или наоборот?

— Окончательно не выиграна, но ведь и не проиграна, что меня и обнадеживает. Считаю, что до выигрыша еще далеко, к тому же есть в Киеве места, которые окончательно испорчены. Нельзя выиграть в ситуации со строительством многоэтажного «элитного» жилья на Грушевского, 9а. Разве что запретить сейчас поднимать это здание выше тех этажей, но ведь это «одоробло» на этих филигранных склонах в любом случае уже существует! Не выиграна битва на Бессарабке, не выиграна на Майдане, хотя последний еще можно переделать, причем сделать это небольшой кровью. Она проиграна в тех уничтоженных скверах, которые уже застроены, в тех школьных дворах, которые ими перестали быть и превратились в участки коммерческой высотной застройки (Круглоуниверситетская, Лютеранская, Прорезная). Меня страшно угнетает то, как выглядит Царское Село. Казалось бы, что до того иностранцам? Но когда мы были как-то в гостях у бывшего посла Израиля Анны Азари, она задала риторический вопрос: как можно было так испортить этот прекрасный уголок Киева?

— В заключение — традиционный вопрос: чтобы вы сами себе пожелали в собственный день рождения?

— Чтобы мои близкие всегда были здоровы. А также — больше времени.

Коллектив «Дня» поздравляет Ларису Павловну с юбилеем. Желает ей здоровья, радости, вдохновения, побольше интересных реализованных проектов — собственных и чужих.

И — предоставляем слово коллегам Ларисы Павловны.

КОЛЛЕГИ ПОЗДРАВЛЯЮТ

Василий ПРИСЯЖНЮК, заместитель киевского городского головы, главный архитектор г. Киева:

— Лариса Павловна Скорик в современной архитектуре — лицо уникальное. В нашей сегодняшней градостроительной политике мы только пытаемся гармонично сочетать современность и старинные традиции. А в деятельности Ларисы Павловны все сочетается гармонично: работа по сохранению культурного наследия и работа с молодежью, творческая деятельность. Общественно-политическая деятельность позволяет ей объективно видеть сегодняшние процессы в градостроении и архитектуре, выделять главное, активно и громко отстаивать свою принципиальную позицию. Мы искренне поздравляем Ларису Павловну с юбилеем и желаем ей дальнейшего оптимизма, вдохновения и творческих успехов.

Елена ТИТОВА, ученый секретарь Всеукраинского общества охраны памятников истории и культуры:

— Для специалистов памятникоохранных организаций Лариса Павловна — самоотверженный борец, который прекрасно знает историю архитектуры, влюблен в архитектуру столицы. И, кажется, с каждым годом та энергия, с которой она отстаивает облик Киева, только удваивается. Вспомнить хотя бы усердие, с которым была организована акция по защите Софии Киевской: «на ноги» тогда подняли не только украинскую, но и мировую общественность. Хотелось бы пожелать Ларисе Павловне неиссякаемой бодрости духа и постоянных побед в битве с градостроительными нонсенсами.

Любовь ТИТАРЕНКО, директор театра «Браво»:

— Несмотря на свои сильные качества политика (мне кажется, по уму и энергии она смело может заменить половину нашего парламента), Лариса все-таки — нежная и ранимая душа. Верный и грамотный друг с большим эстетическим вкусом. Мне, правда, иногда жаль, что некоторые из тех, с кем я тесно общаюсь, никогда не станут ее близкими знакомыми. Но так оно есть: в позиции по некоторым вопросам Лариса бескомпромиссна.

В своем театре в одном из спектаклей я нынче играю Эдит Пиаф. В какой-то момент подумалось, что Лариса — это маленькая Эдит Пиаф в политике.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать