Атака клонов
Украинские ученые — за запрет копирования человекаУшедший год завершился сенсацией — родился первый клонированный человек. «Виновники торжества» — представители исследовательской фирмы «Clonaid» — по различным причинам до сих пор не желают, чтобы научная общественность удовлетворила свое любопытство, исследовав двадцатидневную Еву. Что, в свою очередь, сгустило краски и вызвало волну отрицательных реакций на заявление исследователей. Генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер призвал все европейские страны ратифицировать протокол, запрещающий клонирование человека, дабы континент был зоной, свободной от «операций, направленных на создание человека, идентичного другому». Одновременно заявило о своих твердых намерениях и правительство Германии — здесь уже идет активная подготовка к международной конференции, итогом которой должен стать запрет клонирования. Вполне прогнозируемой была и реакция католической церкви. На всемирном конгрессе трансплантологов в Риме Иоанн Павел II официально заявил о своем намерении противостоять ученым, предпринимающим попытки клонировать людей.
Зато идея клонирования захватила простых смертных, подобно золотой лихорадке. Почему бы, обладая деньгами, не воскресить из мертвых близких и родственников и не обзавестись чадом по своему образу и подобию? Терапевтическое же клонирование вполне сопоставимо с эликсиром молодости — «капитальный ремонт» подуставшего сердца или легкого становится реальностью. Кстати, и бывший министр здравоохранения Украины Виталий Москаленко высказывался за такое применение научного прогресса. С помощью конструирования отдельных органов, говорил он, человечество сможет победить большую часть болезней, от которых страдает. Правда, к клонированию человека в целом и бывший министр, и ряд как отечественных, так и зарубежных ученых подходили и подходят с опаской и большой долей скепсиса. Во-первых, знаменитая овечка Долли почему-то начала страдать неприсущим данному виду млекопитающих артритом. А кроме этого, еще и состарилась намного раньше положенного срока. У клонированных мышей, пишут специализированные иностранные издания, появляется скрытый дефект, а в следующих поколениях — и вовсе аномалии: новорожденный мышонок был съеден собственной родительницей.
Отечественные ученые-генетики, в частности заведующий отделом Института молекулярной биологии и генетики академик Виталий Кордюм, комментировали «Дню» сенсацию довольно осторожно: в принципе, такое произойти могло, но случилось или нет — вопрос риторический. А если даже и да, то о «качественности» Евы говорить еще рано. Все зависит от того, попадает ли человек по нужным параметрам в «благополучный ряд» и смогли ли исследователи вычислить механизм клонирования людей.
В целом же о самой идее говорят с большим энтузиазмом. Во-первых, создавая органы и ткани (терапевтическое клонирование), станет возможным продлевать на несколько десятков лет человеческую жизнь. А во-вторых — клонирование может оказаться единственной возможностью спасти от вымирания те нации, которым повысить рождаемость другими способами уже не удается. Например, демографы уверенно заявляют о том, что к 2050 году в Германии большую часть населения составят турки.
Хотя вырождение генетического фонда для Украины также не менее актуально, об экспериментах по клонированию у нас говорят лишь на теоретическом уровне. В том, что украинские ученые займутся этим на практике, В. Кордюм не сомневается, но останутся ли на тот момент в стране профессионалы — говорить не решается. Понятно, что разработки в области генетики государство эффективно спонсировать в обозримом будущем не будет. Равно как и частные фирмы, которые пока не видят смысла в капиталовложениях без моментальной отдачи. В то же время научного потенциала, чтобы заменять слабую сердечную мышцу на новую и вводить в организм его же стволовые клетки, чтобы ткани не отторгались, в Украине пока еще хватает. Сейчас, например, даже без финансирования ученым удается вести исследования в области генной инженерии и воспроизводить в лабораториях белок интерферон. Но генной терапией у нас заниматься становится все труднее. Необходимого материала нет, а специалистов в этой области в мире встречают с распростертыми объятиями.
Вице-президент Академии медицинских наук Леонид Розенфельд считает, что к кадровому вопросу в области генетики нужно подходить с особой тщательностью. Профессиональная неграмотность привела к тому, что так называемые ученые, говоря о клонировании, не могут отличить производство органов от воспроизводства человека, подобно овце Долли. Что способствует спекуляцией клонированием в глобальных масштабах. Запрещать же любую деятельность в этом направлении, по мнению Л. Розенфельда, мягко скажем, неразумно. История знает — запреты ни к чему не приведут: инквизиция не стала помехой для исследований в области астрономии, а правительства многих стран не смогли остановить создание ядерного оружия и атомной бомбы. В данном случае, с учетом того, что исследования с клонированием претендуют на слишком большую значимость для человечества, нужно препятствовать тому, чтобы эксперименты проводили «люди с улицы». Поэтому, считает вице-президент АМНУ, Украина сейчас должна поддержать 3-4-летний мораторий на деятельность, связанную с клонированием, и инициировать систематическое обсуждение этого вопроса как в медицинских кругах, так и с привлечением широкого круга специалистов. К слову, Национальный комитет по биоэтике уже на днях собирается обсуждать вопрос клонирования. Пока же его президент Юрий Кундиев говорит лишь о том, что создание фантомов человека они не поддержат никогда.
Продолжение темы на странице "День Планеты"
Выпуск газеты №:
№5, (2003)Section
Панорама «Дня»