«Атаманщина»
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020925/4173-1-1_0.jpg)
Вчера оппозиция, не получившая адекватного ответа власти на захват лидерами «тройки» студии Первого национального, пошла дальше — 52 представителя фракций БЮТ, СПУ, КПУ и «Нашей Украины» объявили бессрочную голодовку в здании администрации Президента. Среди требующих встречи с Президентом голодающих, как, со ссылкой на члена фракции «НУ» Владимира Яворивского, сообщил Интерфакс-Украина, — Юлия Тимошенко и Александр Мороз.
Предыстория нынешних взаимоотношений власти и оппозиции в Украине сводится к двум словам — «хаос» и «анархия». Виноваты в этом обе стороны. Нормальна ли ситуация, когда, к примеру, Генпрокуратура испрашивает согласия Верховной Рады на привлечение народного депутата Юлии Тимошенко к уголовной ответственности, а лидер одной из самых «пропрезидентских» фракций — «ПППУ — «Трудовой Украины» — Сергей Тигипко едва ли не приглашает фракцию БЮТ в большинство? А когда спикер Владимир Литвин рассказывает в Москве о том, что акции протеста в Киеве идут на спад, в то время как на одном из лестничных пролетов Администрации Президента сидят полсотни голодающих оппозиционных депутатов? С другой стороны, что, у оппозиции нет иной возможности воззвать к народу, кроме как заблокировать дикторшу в студии канала УТ-1? Нет контролируемых и сочувствующих газет, нет доступа к Интернету — СМИ? Есть. Но, во-первых, телевидение — больш ой информационный повод, а во- вторых, — почему бы на фоне растерянности власти, которая упорно уклоняется (почему?) от прямых контактов, и не воспользоваться ситуацией? Пуская при этом в ход привычный инструментарий «профессиональных революционеров» — захваты отдельных помещений, хождения по улицам во главе демонстрантов, ношение стаканчиков с кровью (было, помнится, и такое) и прочие «ритуальные танцы»...
Правда, результат, достигнутый ими 16 сентября, вчера утром антипрезидентским силам повторить не удалось: толпа митингующих возле здания парламента была хоть и плотной, но насчитывала всего несколько тысяч человек. Это не помешало лидеру Компартии Петру Симоненко заявить с парламентской трибуны, что «народ требует» свержения «не имеющего политической поддержки циничного, антинародного режима». Лидера Соцпартии Александра Мороза тоже не смутило то, что вчера газета «Нью-Йорк таймс» обнародовала лишь основанные на пленках Мельниченко подозрения американских экспертов по поводу возможной причастности Президента Украины к экспорту в Ирак системы «Кольчуга» — подозрения, не получившие пока, по признанию американской же стороны, подтверждения. Тем не менее чувствовалось, что публикацию «Нью-Йорк таймс», с помощью которой А. Мороз пытается реанимировать «кассетный скандал», оппозиция считает крупным козырем в своей игре. Во всяком случае, все это происходит на фоне ухудшения внешнеполитического и информационного фона для власти.
«Подождите, — увещевал лидеров «тройки» первый президент Украины Леонид Кравчук, в который уж раз заверивший заинтересованных лиц в том, что на досрочные президентские выборы они могут не рассчитывать, — придет 2004 год, вы победите на выборах, и мы будем вас уважать. Не победите — будем уважать того, кто победит...» Однако его советам, как и призывам представителей других депутатских групп «объединить усилия», «отбросить амбиции», «сесть за стол переговоров» и т.п. фракции коммунистов, социалистов и БЮТ не внимали. Вносить изменения в Конституцию «путем широкого общественного диалога», как предложил лидер фракции НДП Валерий Пустовойтенко, создавать конституционные ассамблеи и конституционные комиссии — это, похоже, не для них.
О своем, о наболевшем высказались с парламентской трибуны еще несколько народных избранников. Виктор Ющенко призывал коллег (если, конечно, слушатели его правильно поняли) довериться не здравому смыслу, а эмоциям и «пройти Рубикон политического кризиса», суть которого, по его мнению, в том, что «люди проголосовали за одних, а власть принадлежит другим». Лидер фракции Партии промышленников и «Трудовой Украины» Сергей Тигипко предлагал другой путь — эволюционный. Он выразил уверенность в том, что парламентское большинство невозможно как без «Нашей Украины», так и без объединенных социал-демократов, а также в том, что коалиционное правительство может быть создано за неделю...
Воспользовавшись заминкой, возникшей перед выступлением министра внутренних дел Юрия Смирнова (который, в соответствии с решением согласительного совета, должен был проинформировать депутатов о соблюдении законности во время акций протеста 16 сентября), лидеры «тройки» вышли на улицу и попросили митингующих не расходиться. Юлия Тимошенко пообещала протестующим «массам» — в случае, если Верховная Рада, вопреки требованию оппозиции, откажется рассматривать вопрос о политической ситуации в стране — изложить «четкую программу действий». Поскольку за внесение в повестку дня данного вопроса проголосовали около 160 парламентариев (фракции КПУ, СПУ, БЮТ и «Наша Украина» в неполном составе), такая возможность Ю. Тимошенко представилась. Первым пунктом программы, как выяснилось, оказалась передислокация с улицы Грушевского на улицу Банковую, к зданию президентской Администрации. Что было дальше — известно.
Власть, упустившая время, отдавшая инициативу, вынужденная теперь, по-видимому, реагировать, отступая — да еще и с учетом разгорающегося внешнего скандала, — оказалась далеко не в выигрышной ситуации.
К 19.00 ForUm (www.for- ua.com) сообщил, что в помещении АП надеются «дожать ситуацию» уже 70 депутатов, которые собираются остаться там ночевать. Они переговариваются с коллегами, не попавшими в здание, сбрасывают вниз кассеты с фотопленкой, отснятой в помещениях АП и просят товарищей «каким-то образом организовать доставку наверх сигарет».
Может ли нормальному, адекватно оценивающему ситуацию человеку нравиться то, что происходит? Казалось бы, не может. Почему же тогда методы лидеров оппозиции многие граждане не только не осуждают, но и одобряют? Когда беззаконие вызывает симпатию — это опасно.
Выпуск газеты №:
№173, (2002)Section
Панорама «Дня»