Банкноты без национальных элементов
В отличие от монет
Специально для тех, кто поедет встречать Новый год в зону евро и повезет с собой остатки валюты той или иной страны, сообщаем, что, по информации Европейского центрального банка, национальная валюта является законным средством платежа в Австрии, Бельгии, Финляндии, Греции, Италии, Люксембурге, Португалии, Испании до 28.02.2002 г., во Франции — до 17.02.2002 г., в Ирландии — до 9.02.2002 г., в Нидерландах — до 28.01.2002 г., в Германии — до 31.12.2001 г. Правила перехода на наличный евро предполагают, что после указанных выше дат коммерческие банки этих стран прекратят конвертацию старых денег в новые. Однако в течение некоторого времени расплачиваться старыми купюрами будет еще можно — Евробанк установил для этого сроки от трех недель до двух месяцев.
История наличного евро началась в феврале 1996 года. Тогда Европейский валютный институт — предшественник ЕЦБ — объявил конкурс на дизайн банкнот. Условия и сроки были весьма жесткими: художникам разрешалось использовать только два тематических сюжета — «Эпохи и стили Европы» и «Абстрактное — современное», а на всю работу отводилось полгода. Любые национальные элементы исключались. Всего было представлено 44 проекта. Международное жюри отобрало по 5 лучших на каждый из двух заданных сюжетов. В итоге победили эскизы 46-летнего Роберта Калины, который работает в Австрийском национальном банке и всю жизнь рисует австрийские шиллинги, сообщает журнал «Итоги».
Австриец предложил простой и в то же время оригинальный ход. Взяв для каждой из семи купюр (достоинством соответственно в 5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500 евро) конкретный архитектурный стиль (классицизм, романтизм, готика, ренессанс, барокко, рококо и модерн ХХ века), он поместил на лицевой стороне окна и порталы как символы «открытости и сотрудничества», а на оборотной — мосты как олицетворение «связи между народами Европы». Калине удалось уйти от конкретики: на купюрах нет привязок к реальным памятникам — Кельнскому собору, Пизанской башне, дунайским или рейнским мостам, а все рисунки не более чем цветные фантазии.
Купюры различаются и по цвету. Для 5 евро избран серый, для 10 — красный, для двадцатки — голубой, для 50 — оранжевый. Сотенная — зеленого цвета, 200 евро — коричневая и желтая, а самая ценная, пятисотенная, — лиловая. Купюры снабжены несколькими степенями защиты — от традиционных водяных знаков до металлических нитей. Разным будет и размер банкнот. Самая маленькая из них, 5 евро, — 120 на 64 мм, а пятисотенная весьма внушительна — 160 на 82 мм.
Национальные элементы присутствуют только на монетах. Их восемь, достоинством от одного цента до двух евро. Так, на монетах, отчеканенных в Германии, изображены дубовые ветви, Бранденбургские ворота и герб ФРГ — орел. Бельгийцы и испанцы поместили на них портреты своих монархов, соответственно Альберта II и Хуана Карлоса.
Банкоматы всех 12-и стран еврозоны начнут выдавать новые купюры сразу же после нуля часов 1 января 2002 года. Сама операция по замене наличных денег обойдется в миллиарды евро. Только в Германии затраты составят предположительно 1,9 миллиарда марок (около 1 миллиарда евро).
Роберт Калина и его бельгийский коллега Лук Луикс, выполнивший эскизы монет, свое дело сделали. Возможно, кому-то новые европейские деньги и покажутся безликими, но подлинное достоинство их зависит уже не от художников, а от европейской экономики. И хотя курс евро в последние недели несколько вырос по отношению к доллару, почти половина европейцев, согласно опросам, по-прежнему весьма скептически относится к стабильности новой единой валюты.
Выпуск газеты №:
№235, (2001)Section
Панорама «Дня»