Барская отбивная
И крохи, которые получают крестьянеРоссийское мясное эмбарго, похоже, достигло своих необъявленных, но вместе с тем почти что прозрачных целей: украинские мясоперерабатывающие предприятия, ранее поставлявшие свою продукцию на емкий соседский рынок, приостанавливают производство. Одновременно обострилась ситуация на рынке молока. Вчера на Кабмине министр агрополитики просил правительство утвердить минимальные закупочные цены на молоко и объяснял: «Имеем проблемы в животноводстве — идет резкий спад цен на молоко, и имеем негативные симптомы — идет вырезание коров».
Как рассказал председатель правления ассоциации «Укрмясо» Владимир Попов во вторник, украинские мясопереработчики столкнулись не только с запретом на поставку своей продукции в РФ, но и с активной контрабандой мяса и мясопродуктов, сбивающей цены производителям, работающим в открытой экономике. Оказывается, несмотря на все реформы в нашей славной таможне, рассказы об арендованных метрах границы все еще не далеки от истины...
Попов называет остановившиеся мясокомбинаты и утверждает, что на грани этого еще двадцать предприятий. В нынешних условиях те из них, кто вырабатывал 500 тонн продукции в месяц при остановке могут иметь до шести миллионов гривен убытков в месяц. С начала действия запрета закупочные цены на крупный рогатый скот снизились до 5,5—6 гривен за килограмм, на свиней — до 7,5—8 гривен, а отпускные цены на говядину — с 14—14,5 до 11 гривен за килограмм. Но, как ни странно, розничные цены на мясо и мясопродукты оставались практически стабильными. Тем не менее, как считает Попов, проблема ввоза мясной продукции из Украины в Россию практически не решается.
Напомним, что стоимость животноводческой продукции, которая сейчас подпадает под российский запрет, $620 миллионов. В 2005 году Украина экспортировала 64,1 тысяч тонн мяса и мясных субпродуктов на сумму $154,5 миллиона, что на 26% меньше, чем в 2004 году. В марте этого года, после проверки российскими специалистами, шесть отечественных молочных предприятий получили разрешения на поставки продукции в РФ. Сейчас российские эксперты продолжают аудит украинской ветеринарной службы и производителей мясо молочной продукции.
Конца этой неблагоприятной не столько для экономики, сколько для простых украинских граждан коллизии пока не видно. На предприятиях, которые пока еще не получили российской ветеринарной «визы», кризис сбыта. От него особенно страдают те домашние, почти натуральные хозяйства на селе, в которых корова является едва ли не единственной кормилицей, зарабатывающей и на привозной хлеб, и на мороженную рыбу, и на школьные тетрадки.
Экономическую обоснованность цен на закупку молока у населения для промышленной переработки днями закончил изучать Антимонопольный комитет страны. Его анализ показывает: в тех регионах, где молокоперерабатывающие предприятия занимают монопольное положение по закупке молока, в зимний период цены снизились даже до 600 гривен, а вот там где между предприятиями существовала конкуренция, цены не опускались ниже 950 гривен за тонну. Но было бы не справедливо списывать все эти ценовые неурядицы, обрушившиеся на владельцев буренок, только на российских ветеринаров или даже на стоящих за ними политиков. Цены на приобретаемое у населения молоко в Украине под сурдинку снижали не только предприятия-экспортеры, но и те, что работают исключительно на внутреннем рынке. Многие снизили закупочные цены на 25—40%, хотя их оптово-отпускные цены и объемы реализации значительных изменений не претерпели. Получается, монополисты воспользовались дестабилизацией рынка, чтобы получить сверхприбыли за счет самого массового и, по сути, самого бедного из производителей молока. По оценке АМК, пользуясь своей властью на рынке, они таким образом старались минимизировать отрицательные последствия от ограничения экспорта. Очень похоже на злоупотребление монопольным положением. По таким фактам ведется расследование, но светит ли в результате крестьянам какая-либо компенсация? Об этом АМК пока не сообщает. Хорошо хоть то, что монополистам предписано больше не снижать закупочные цены.
Повлияет ли это на ценовую ситуацию? Некоторые эксперты в этих условиях ратуют за реструктуризацию животноводства. Но возможна ли она без комплексной государственной программы, направленной на восстановление отрасли и ее кормовой базы? И какие подходы в ней нужно использовать? Конечно, очень соблазнительно постепенно вернуться к крупнотоварному высокопроизводительному производству молока и мяса. Но как в этом случае быть с мелкими хозяйствами, которые сейчас производят львиную часть мяса и молока в стране? Без государственных мер социальной защиты им в конкуренции не устоять. Представляется, нужен единый, но дифференцированный, в зависимости от показателей хозяйств, порядок оплаты за молоко. И вообще — нужен порядок. Как в больших, так и малых хозяйствах, производящих мясо молочную продукцию. Нужнасеть современных государственных лабораторий. Без этого перед нами внешние рынки не откроются. Да и внутренние будут в конце концов разбалансированы окончательно. А на каждом украинском столе просто необходимо иметь и молоко, и добротную, как говорится, барскую отбивную. Как мы еще недавно писали: нас должно быть 52 миллиона.
Выпуск газеты №:
№83, (2006)Section
Панорама «Дня»