«Берегите Украину, дорогие земляки!»
От Уэлена до Мурманска: о третьем этапе проекта «Украинцы за Уралом» Николая Хриенко — Человека 2010 года по версии «Дня»Интересно, что серия публикаций в «Дне» о проекте журналиста Николая Хриенко «Украинцы за Уралом» совпала во времени с наступлением российской власти на организации украинцев в России. А поэтому еще важнее кажется проект, невероятный по своему масштабу, осуществленный силами одного человека. Не напрасно Человеком 2010 года по версии «Дня» был признан Николай Хриенко. В отличие от украинских дипломатов и политиков, Николай понимает, как важно украинцам в России иметь связь со своей европейской Родиной.
Третий, завершающий этап своего проекта Николай Хриенко называет самым «рогатым». С самого начала появились проблемы с его финансированием (не забываем, 2009 год — это пик экономического кризиса).
Маршрут этого этапа должен был пролегать через северную часть России от самого восточного населенного пункта — поселка Уэлен до европейского Мурманска. Однако в этот раз не получилось, как задумывалось.
Начав маршрут, как и планировал, из Уэлена 26 апреля 2009 года уже 8 июля в Билибино, что на Чукотке, Николай Хриенко вынужден был сойти с маршрута — из-за проблем с разрешением на журналистскую деятельность и повышенного внимания сотрудников ФСБ к своей персоне.
После длительных поисков путей возобновления проекта в Москве и Киеве, журналист все же вернулся на маршрут 26 марта 2010 года.
«Я рад, что так случилось, — рассказывает «Дню» Николай Хриенко, не предавая свою философию: во всем видеть позитив. — Благодаря этому я познакомился с прекрасными людьми, которые всячески помогали мне. Например, с председателем Союза журналистов России Всеволодом Богдановым, который написал для меня сопроводительное письмо.
Не нашел бы я и новый аспект исследования — фотосъемка участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, которые проживают на территории России».
Несмотря на все перипетии и преграды, третий этап проекта «Украинцы за Уралом», который проходил преимущественно между Полярным кругом и берегом Северного Ледовитого океана, имел большую смысловую нагрузку. Чего стоят лишь такие пункты назначения, как Норильск, Соловки, Сандармох...
Как и во время первых двух частей проекта, здесь тоже везде Николай Хриенко оставлял вышитые рушники, желто-голубые флаги и землю из географического центра Украины.
«Одно из самых сильных впечатлений на меня произвела съемка на Мемориале «Юр-шор», — рассказывает исследователь. Этот мемориал посвящен погибшим в лагерях Воркуты и расстрелянным заключенным на шахте №29 «Юршор» 1 августа 1953 года. — Верхний слой почвы размерзся и, проходя между могилами, я проваливался по колени в землю. Жуткое ощущение».
Не менее поразило посещение мемориального кладбища под горой Шмидта в Норильске, где при температуре в 30 градусов мороза и сильном ветре просто невозможно находиться дольше двух часов. В этих каторжных условиях заключенные вынуждены были выполнять тяжелую физическую работу по 12 часов.
На Соловецких островах Николай Хриенко в первую очередь поехал в каземат №15. Историкам это место известно тем, что в одной из камер этого каземата двадцать два года отбывал заключение последний кошевой атаман Запорожской Сечи Петр Калнышевский.
Николай Хриенко не просто побывал в этой легендарной камере — он прибегнул к невероятному: попросил работников музея оставить его одного в многолетнем убежище атамана.
Камера наполовину в земле с небольшим отверстием вместо окна. «Я подошел к этому «окну» и оперся об него руками, — рассказывает Николай. — Оттуда была видна только часть кладбища. И все. Думаю, когда выпадал снег, то в камере наступала абсолютная темнота. Я пытался понять, что переживал волевой казак из степей, когда смотрел в это отверстие, что передумал он за этих 22 года! Это было странное состояние».
И еще одно фантастическое событие из третьего этапа — ночь, проведенная Николаем Хриенко в урочище Сандармох, — там, где расстреляны и похоронены более 9500 человек 58 национальностей. Там же нашли свой покой представители украинской интеллигенции.
«В урочище на деревьях прикреплены портреты погибших здесь заключенных. Когда стоишь между деревьями, такое впечатление, что портреты смотрят на тебя глазами расстрелянных людей», — делится впечатлениями с «Днем» Николай.
«ХХ век — век большого террора 1937-1938 годов. Печаль витала над страной, печаль витала над Карелией, где были сосредоточены десятки лагерей ГУЛАГа. Центром этой печали стало урочище Сандармох. Очень многих людей потеряла здесь Украина.
У них отняли право на жизнь, право на неприкосновенность личности, но они получили право на вечную память...», — так написала заместитель директора Медвежьегорского районного музея Елена Гришина в книге отзывов, которые непременно вел Николай Хриенко во время каждого из этапов.
...Проезжая по дороге страданий тысяч украинцев, Николай Хриенко, вместе с тем, встречал людей, которые вдали от Родины смогли построить свое счастье.
Тем не менее, большинство из них живет воспоминаниями о родной земле — часто идеалистичными, однако при отсутствии полноценных украинских культурных центров, экспедиций в места проживания украинской диаспоры, эти воспоминания часто остаются едва ли не единственной связью с Украиной.
«Берегите Украину, дорогие мои земляки!», — написала нам в книге отзывов Наталья Литвиненко-Орлова из Мурманска.
Выпуск газеты №:
№42, (2011)Section
Панорама «Дня»