Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Без мажора

13 мая, 00:00
«Никаких серьезных нарушений правопорядка в ходе празднования Дня Победы в Украине не зафиксировано, празднование проходит спокойно...» Что стоит за этими сухими строками информационного сообщения Центра общественных связей МВД? Уже привычный, собственно, сценарий торжеств. В частности, в столице утром 9 мая первые лица государства возложили цветы к могиле Неизвестного солдата на площади Славы, по Крещатику торжественно прошли ветераны, состоялся митинг у Музея истории Великой Отечественной войны с традиционными дополнениями — каша из полевых кухонь и фронтовые сто граммов... «Чтобы наша память была долгой, вы должны быть здоровыми и долгожителями», — сказал ветеранам столичный голова Александр Омельченко. «Неофициальные» моменты праздника — посещение стел с высеченными на них названиями городов, защищая которые (сегодня некоторые из них имеют уже другие названия), погибли наши соотечественники. Как и каждый год, в этот день тем, кто помнит 9 мая 1945-го, разрывали душу песни военных и послевоенных лет, непрерывно звучавшие по радио. И не только по радио — мало кого оставило равнодушным выступление необычного скрипача на одной из аллей парка Славы...

Однако у нынешнего Дня Победы были и свои особенности. Нет, речь идет не о конфликте правых и левых политических сил во Львове. Наверное, сегодня, за два года до 60-летнего юбилея Победы, наблюдения корреспондента «Дня» заставят нас много над чем задуматься.

Около трех десятилетий подряд День Победы был едва ли не единственным официальным праздником, который в Украине действительно отмечался всенародно. 9 мая наши сограждане массово шли к памятникам, монументам, возведенные в честь этого события, или к местам погребений павших на той войне советских воинов, среди которых были миллионы украинцев. Шли не по указаниям власти или партийных функционеров, а по зову сердца, ведя за руки детей и внуков. И искренне отдавали дань уважения тем, кто завоевывал победу над нацистской Германией. Всегда многолюдными были эти торжества и в Житомире. Собирали они до 10 тысяч горожан. Но в этом году к Монументу Славы на одном из холмов над рекой Тетерев пришло непривычно мало людей. Мало — это тысячи две или три житомирян, включая ветеранов Второй мировой войны, которую у нас большинство называет Великой Отечественной. Причем самих ветеранов в колонне, которая прошла традиционным маршрутом от площади Победы в центре города до монумента, было всего лишь несколько сотен. Судя по информационным сообщениям, схожая картина была и в целом по Украине. И это уже может свидетельствовать об определенной тенденции. Правда, кое-кто объясняет меньшее количество участников торжеств дачно-огородными заботами рядовых граждан. Однако вряд ли это может быть главной причиной. С каждым годом, который отделяет нас от мая 1945 года, из жизни уходит все больше тех, кто с оружием в руках воевал с фашистами. Сегодня самым младшим из ветеранов, которые остаются среди нас, уже за 75, а раны и болезни неумолимо лишают их сил. Отец автора, бывший комбат, не смог добраться даже до места сбора колонны ветеранов, несмотря на то, что мог бесплатно вызвать такси. По официальным данным, сейчас в нашей стране проживает около полумиллиона участников той войны, и сколько из них встретит 60-летие Победы, которое на государственном уровне собираются отпраздновать весьма пышно и торжественно, сейчас спрогнозировать очень трудно. Как рассказал «Дню» заместитель председателя Житомирской городской организации ветеранов войны, труда и воинской службы Владимир Цирюк, в общей сложности в областном центре проживает около 1500 инвалидов войны и 4300 участников боевых действий. Он же подтвердил, что подавляющее большинство из них уже не может участвовать в торжествах именно по причине плохого здоровья.

Еще один штрих. В живом коридоре, который каждый год 9 мая образуют школьники Житомира на маршруте прохождения колонны ветеранов (это немногим меньше двух километров), в последний раз было заметно меньше учеников, и большинство из них с нетерпением ждали окончания церемонии. Причем некоторые вслух обсуждали свои планы на этот день: кто-то собирался пить пиво в компании друзей, другие — послушать новые записи рок-групп. Очевидно, эти подростки уже не воспринимают ни Отечественную войну, ни День Победы как нечто для них значимое. И удивляться этому или возмущаться «неблагодарностью потомков» вряд ли стоит. Для поколения правнуков победителей события, состоявшиеся шесть десятилетий назад, не являются непосредственно связанными с их повседневной жизнью. В отличие от их родителей и дедов, воспитывавшихся рядом с теми, кто пережил войну, и это, безусловно, имело большое значение для формирования уважительного отношения к ветеранам. Социальным психологам известна общая закономерность — чем более отдалено во времени какое-то историческое событие, тем меньше следующими поколениями оно воспринимается как факт их личной биографии.

Каким бы цинизмом это кому ни казалось, но, возможно, именно нынешний год станет тем рубежом, за которым всенародное и искреннее празднование Дня Победы будет все больше заменяться набором обычных официальных ритуалов. Во время них будут звучать заученные фразы о бессмертии подвига воинов, в кровавых битвах приближавших этот день, о благодарной памяти и т.п. Но чем дальше, тем меньше будет в этих словах истинного уважения и подлинных чувств. И это не изменишь. Автор очень хотел бы ошибиться, но, по многим признакам, этот праздник постепенно, но неизбежно будет уходить в историю. В то же время в списке государственных праздников не останется такого, который бы большинством наших граждан воспринимался как что-то дорогое и личное. День независимости, к сожалению, пока таким праздником не стал. Но причины этого лежат в другой плоскости.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать