Бездна безысходности

О детстве на фотографиях Эрика Ваззолера, чья выставка «С Востока на Восток: другое детство» открылась позавчера во Французском культурном центре, напоминают разве что куклы.
Вот «Кукла Лауры»: пластмассовое кукольное личико резко контрастирует с рябым опухшим лицом своей хозяйки, которая живет в каунасском интернате для детей с психическими заболеваниями, «Кукла Юлии» (фото сделано в вильнюсском детприемнике) без ног, с черной дырой на пластмассовом животе, как намек на то, что когда-то эта кукла умела говорить «мама». Эрик Ваззолер, французский фотограф, работает в Восточной Европе не первый год — читатели «Дня» могут даже вспомнить его фоторепортаж из украинской тюрьмы, который он сделал для нашей газеты в прошлом году. Эрик учит русский язык, который выручает его на всем постсоветском пространстве от Литвы до Узбекистана — с Востока на Восток. Язык для Эрика — это принципиальный момент, ведь он дает возможность контактировать с героем, ставить мизансцену. Обездоленных детей и взрослых, социальных маргиналов Эрик фотографирует очень давно, причем для него эта тема является глубоко личной: его отец был инвалидом, мать работала директором института для инвалидов, его жена — медсестра-педиатр.
Почти на всех работах Эрика Ваззолера, которые он представил на выставке в Киеве — дети с обритыми черепами и обнаженными взглядами, в которых даже не бездна страданий, а безнадега и тупик. Шок. «Шок? — удивленно переспрашивает Эрик. — Это не шок, ведь действительность намного страшнее того, что вы видите на фотографиях. Большое количество фото на выставке, близость глаз этих детей непосредственно к вам вызывают странный эффект — неловкость. Мы не можем не чувствовать своей ответственности за то, что произошло с этими детьми и что с ними еще произойдет».
Выпуск газеты №:
№196, (1999)Section
Панорама «Дня»