Перейти к основному содержанию

Блокирование: «братская могила» или шанс на успех?

Ответ зависит от знания политиками своих избирателей
06 декабря, 00:00
«Между существующими якобы в «центре» партиями нет четких различий и там будет большая давка. Но не потому что общество политически неструктурированно, а потому, что плохо структурировано политическое движение».

В последнее время блоки, объединения или хотя бы громкие заявления о консолидации стали основным признаком партийного процесса в Украине. Заявили о создании блока НРУ—ПРП—КУН, которые к тому же, ждут присоединения к ним УНР Ю. Костенко, объединились в партию со сложным названием «Солидарность», ПРВУ, Партия Труда, «За красивую Украину» и Всеукраинская партия пенсионеров, НДП жаждет объединения с ДемПУ... И практически каждая из существующих партий призывает к объединению вокруг себя, конечно же с сохранением своего лидирующего статуса и «бренда», подчеркивая, что именно она может стать той платформой для объединения национал-демократических (центристских, социал-демократических и т.д.) сил, которые спасут Украину.

В общем, наученные горьким опытом прошлых парламентских выборов, когда из трех десятков партий 4-процентный барьер преодолели только 8, в 2002 году партии намерены выступать только блоками, не особо задумываясь о том, действительно ли объединение схожих за идейными установками организаций приведет к автоматическому объединению электоральных голосов. На днях фирма «СОЦИС» и фонд «Демократические инициативы» представили данные социологического опроса, проведенного в ноябре, в которых содержалась первая социологическая «пристрелка» вероятных вариантов партийного блокирования. Так за Коммунистическую партию готовы отдать голоса 22% опрошенных, Социалистическую — 4%, Селянскую — 1%. В то же время, КПУ в блоке с Селянской партией наберет 15%, (это при практически полной идейной идентичности. — Авт. ), а с Социалистической — лишь 8%. Эксперт фонда «Демократические инициативы» Ирина Бекешкина в интервью корреспонденту «Дня» объяснила это тем, что «коммунистический электорат очень ортодоксальный и не прощает «шатаний». То есть, по мнению социолога, «о КПУ можно утверждать однозначно, что ей ни с кем объединяться не надо» — она от этого только потеряет. В целом, левые, похоже, «вросли» в свои избирательные ниши и сдвинет их оттуда только улучшение социально-экономической ситуации в стране.

Что же касается других блоков, то их возможные результаты на выборах тоже неоднозначны. Например, уже созданный блок НРУ—ПРП—КУН с предполагаемым присоединением к нему УНР по результатам опроса наберет лишь 1% голосов избирателей, тем временем, как отдельно за Народный рух Украины готовы проголосовать 5% опрошенных, за Украинский Народный Рух — 2%, партию «Реформы и Порядок» — 2% и еще немного за КУН (менее 1%). Ирина Бекешкина объясняет такое математическое «несложение» тем, что во-первых, опрос проводился до того, как партии официально заявили о блокировании, во-вторых «Рух имеет сторонников практически во всех регионах Украины, не только в Западном, и соседство со С. Стецько (лидер Конгресса Украинских Националистов. — Авт. ) может отбивать у него часть электората». Судя по всему, считает эксперт, «это не самый удачный блок», несмотря на то, что в нем соединены в одно два Руха. Чего, казалось бы, так жаждут сторонники в прошлом одной из мощнейших политических сил Украины.

Одновременно Ирина Бекешкина не считает, что блокирование «не работает» и автоматически интерпретировать результаты этого исследования не следует. По ее мнению, «партиям, которые объединяются, еще предстоит сделать некоторые усилия, чтобы это объединение было принято их избирателями». То есть, как утверждал недавно на «круглом столе» в редакции «Дня» директор Киевского международного института социологии Владимир Паниотто, «если у партий есть намерение объединиться, то это следует делать как можно быстрее, чтобы успеть «раскрутить» это объединение».

Единственным выигрышным вариантом объединения, к большому удивлению организаторов исследования, стал предполагаемый блок партии СДПУ(о) с партией «Демократический союз». По отдельности эти партии могут набрать соответственно 3 и 1% голосов, а за блок готово проголосовать 5% избирателей. Хотя, по мнению социолога, пока нельзя утверждать, что это выигрышный блок, так как при таком низком процентном расхождении нельзя не учитывать возможности статистической погрешности.

«У нас стал расхожим тезис, что общество у нас политически неструктурированно, — говорит И. Бекешкина. — Я с этим не согласна. Приблизительно половина населения действительно не может определиться в своих политических ориентациях. Но половина уже определилась в направлениях, которые они поддерживают: коммунистическое, социалистическое, социал-демократическое или национал-демократическое. И они выбирают партию, которая вполне вписывается в это направление. Поэтому новым партиям очень трудно будет вклиниться. Между существующими якобы в «центре» партиями нет четких различий и там будет большая давка. Но не потому что общество политически неструктурированно, а потому, что плохо структурировано политическое движение».

Иными словами, можно утверждать, что на сегодняшний день в массовом сознании сформировалась некая «матрица» партийного выбора, которая не позволяет некоторым партиям блокироваться с другими. Кроме того, если лидеры партий думают, что они идеологически близки, то это еще не значит, что избиратели идентифицируют их со своими центристскими (национал-демократическими и т.д.) предпочтениями. Немаловажна также имиджевая совместимость лидеров. Трудно сказать, учтут ли мнение социологов политики, но то, что блок — не всегда «прибавка в весе» — это очевидно. Теперь нашим партийцам предстоит показать, что они способны не только «сбиваться в кучу», но координировать в масштабе страны свои политико-технологические усилия.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать