Боковые успехи и центровой тупик
Почему премьеры Украины и России не комментировали газовый вопросУвесистый список компромиссов в сфере экономики, безусловно, оказался призом, полученным Украиной и Россией за улучшение отношений. Это соглашения о производстве ядерного топлива по российским технологиям, создании совместного авиационного предприятия, кредите украинскому госпредприятию «Антонов» российского Внешэкономбанка, морском и авиационном поиске и спасании на Черном и Азовских морях, межрегиональном и приграничном сотрудничестве и сотрудничестве в области судостроения. Если бы речь шла о любой другой стране, такой результат всего лишь однодневного визита считался бы большой победой. Но отношения с Россией — особый дипломатический случай. Общаясь с руководителями этой страны, Украина все время ходит как бы по лезвию ножа. Чуть влево — потеря независимости, чуть вправо — экономический коллапс. Ничего не приобретет и очень многое потеряет от раздоров с Украиной и Российская Федерация.
Поэтому обеим странам нужно иметь опытных, профессиональных, уравновешенных и просто умных «рулевых», чтобы удержать свои корабли на близких курсах и не столкнуться... Мы ведь не просто соседи, друзья и, возможно, родственники, но и соперники, конкуренты, а также в прямом и переносном смысле сообщающиеся сосуды. Между нашими странами свободно перетекают не только вода, энергоресурсы и деньги, но и люди, умы, которые вольны решать, где им лучше...
Одним из главных показателей температуры отношений служит торговля. И тут дела после глубокого спада вроде бы пошли на лад. Товарооборот за восемь месяцев вырос на 84% и превысил 25 миллиардов долл. По словам премьер-министра Украины Николая Азарова, на заседании межправительственной комиссии шла речь о дальнейшем развитии интеграционных связей, реализации таких крупных инфраструктурных проектов, как мостовой переход через Керченский пролив, автомагистраль Москва — Харьков — Симферополь, высокоскоростное пассажирское сообщение между Киевом и Москвой.
Премьер-министр России Владимир Путин также заявил о серьезной позитивной динамике в российско-украинских экономических отношениях и дипломатично констатировал стабилизацию отношений в энергетической сфере. Кое-какие столбы в этом направлении действительно установлены. К ним можно отнести межправительственное рамочное соглашение о транзите российской нефти по территории Украины. Правда, в нем Украина хотела бы видеть гарантии на годовую прокачку в 25 миллионов тонн. Но пока непонятно, появятся ли они хотя бы в соглашении между хозяйствующими субъектами «Укртранснафтой» и «Транснефтью», хотя Украина, по словам российского министра энергетики Сергея Шматко, «уже улучшила ценовые ориентиры в отношении ставки транзита нефти».
Еще меньше энтузиазма вызывают итоги разговоров о сотрудничестве в газовой сфере. Премьеры решили их просто не комментировать. Но фигура умолчания показывает, что разногласия по данному вопросу не только не преодолены, но, возможно, даже усилились. Накануне визита российского премьера в Киев Азаров заявил, что Украина будет настаивать на пересмотре газовых соглашений: снижении цены и российских гарантиях на объем прокачки газа по украинской газотранспортной системе. Один из аргументов этого — изменение внутреннего законодательства в связи с подписанием Европейской энергетической хартии и закона о рынке газа. Российская же сторона, как известно, добивается контроля над нашей ГТС и только в этом случае, как неоднократно подчеркивалось, была бы согласна пойти на уступки. Похоже, стороны не могут договориться о цене вопроса... и пока что застряли в тупике.
Между тем именно газовая тема в украинско-российских отношениях является и центровой, и ключевой. Все остальные подписанные и остающиеся в работе соглашения служат как бы ребрами, поддерживающими главный хребет отношений. И тут хотелось бы обратить внимание на два новых направления сотрудничества. Два правительства, а также компания ТНК-ВР подписали меморандум о сотрудничестве относительно разведки и добычи газа плотных песчаников в Донецком регионе, иными словами, речь идет о печально известном украинским горнякам газе метане. Здесь мы ставим плюс. И еще большего положительного знака заслуживает озвученное в день переговоров намерение названной компании вложить до 50 миллионов долл. в дебютный проект добычи сланцевого газа в Украине, а в течение 25 лет инвестировать в этот проект от 1,5 до 2 миллиардов долл. Вопрос лишь в том, не является ли эта неслыханная щедрость результатом окончательного отказа Украины от использования национального проекта нефтепровода Одесса — Броды в аверсном направлении?
Выпуск газеты №:
№197, (2010)Section
Панорама «Дня»