Бомбы в Крыму подрывает «третья сила»
В Крыму опять взрывают. Сказать, что это большая неожиданность, — означает признаться в отсутствии интереса к происходящим в автономии процессам. Вне всякого сомнения противостояние крымских татар и главы крымского парламента в условиях потенциально «козырного» во всяких играх Крыма слишком большой соблазн, чтобы им не воспользоваться. Понимая это, Леонид Грач оперативно, резко и категорически отверг любые версии о причастности крымских татар к «акту политического вандализма». Он считает, что некая «третья сила» пытается использовать ситуацию, чтобы бросить тень на крымских татар и вызвать цепную реакцию». Любопытно, что о наличии «третьей силы», заинтересованной в дестабилизации обстановки, высказался и начальник ГУ МВД генерал Москаль, предположивший, что некто хочет «стравить крымскотатарский народ с Компартией». Хотя в нашем случае, учитывая государственный статус лидера коммунистов Грача, логичнее говорить о «стравливании» части крымского народа с одним из институтов местной власти. Если смотреть на происшедшее именно с этих позиций, то ЧП далеко не крымского масштаба должно было бы вызвать оперативную реакцию на самом высоком государственном уровне. Ее к полудню понедельника, то есть на вторые сутки с момента взрыва, еще нет. И этот факт сам по себе достаточно красноречив.
К этому необходимо добавить, что, выражая твердую уверенность в непричастности крымских татар к теракту, Леонид Грач подчеркивает, что указ Президента, по сути, легализовавший меджлис, «взорвал ситуацию в Крыму и вызвал рост антимусульманских настроений». Можно не соглашаться с позицией Леонида Грача, который никогда не отличался гибкостью в этом конкретном вопросе, но трудно отрицать его право как местной власти требовать от центральной власти согласованных действий. Или, по крайней мере, предсказуемых...
Кто бы ни «взрывал» Крым в очередной раз — понятно, что простимулировано это созданием взрывоопасной ситуации. Какова же конечная цель — вопрос Леониду Грачу.
— Конечная цель — создать если не Балканы, так Болгарию точно. Мое недовольство последним президентским указом объективно, с точки зрения того, что я государственник и чту Конституцию и законы. И второе: мое недовольство указом — это своеобразный буфер для смягчения того возмущения, которое есть у крымчан. Хоть кто- то должен высказать, что это ошибка, которую надо исправлять? Я же вносил предложение создать Совет по проблемам депортированных, включить туда не только крымских татар и не только меджлис, ввести, кроме того, в Совет также местную власть. На стадии подготовки меня понимали, но я улетел после встречи с Президентом и получил за спиной совершенно другое. Что я сегодня должен болгарам, армянам, немцам отвечать?..
— Вы первый раз оказались в такой ситуации, что, кто последний с Президентом говорил, тот и оказался прав?
— По большому счету — да. Но дело же не во мне! Если б это касалось лично Грача — это другой вопрос. Провоцирующие действия касаются Крыма.
— Считаете ли вы, что действующая власть рассчитывает только на крымскотатарский электорат, потому что ей в Крыму больше не на кого рассчитывать?
— Не дай Бог, если кто-то использует такую методику, потому что это кощунственно — ставить знак равенства между гражданским миром в Крыму и получением какой-то части голосов. А сегодня уже совершенно очевидно и то, что эти голоса ни татары не отдадут, ни славяне.
— Впервые за год обострились ваши отношения с центральной властью. Что будет дальше?
— Если кто-то думает, что путем каких-то математических сложений, переворотов и т.д. меня уберет и этим устранит препятствие для того, чтобы творить вакханалию с Крымом, то он глубоко ошибается. Я еще раз говорю: у меня достаточно серьезные позиции среди крымчан. И если пойдет вакханалия, я оставляю за собой право обратиться к людям за поддержкой. Крымская карта вброшена в игру по полной программе. И по самой черной. То, что она имеет отношение и к предстоящим выборам в том числе, — это вне всякого сомнения. Но я боюсь, что те, кто, может быть, планировал поиграть ею только в предвыборной кампании, не заметил, как джин уже выпорхнул из бутылки. И мы можем получить крупнейшую геополитическую проблему.
К этому экспресс-интервью следует добавить только то, что г-н Затулин, «большой друг» Крыма и Украины, чей вклад в провоцирование событий «мешковской эпохи» трудно переоценить, снова допущен в Украину, хотя совершенно справедливо был в свое время занесен в «нежелательные персоны». А по Крыму разъезжает Александр Севастьянов, зав.отделом Украины и России возглавляемого г-ном Затулиным Института стран СНГ. Это после встреч с г-ном Севастьяновым вдохновленная партия «Союз» продолжила демонстративно-альтернативное сооружение памятника Екатерине II там, где крымские татары увековечили память своего защитника генерала Григоренко? И снова встает тот же вопрос: насколько независимо от одного из своих могучих покровителей — народного депутата Льва Миримского действует партия «Союз» и насколько политически независим член фракции «Трудовая Украина» Лев Миримский от ее создателей Пинчука — Деркача?..
Леонид Грач усматривает связь между заездами российских эмиссаров и происходящими в Крыму событиями. Знаменательно, что политическая ситуация связана и с более чем «кровавым» экономическим вопросом. «Криминалу отступать некуда, он сопротивляется, мы вплотную подошли к самому главному вопросу — вопросу собственности в Крыму, — говорит Леонид Грач, — и я могу предположить, что криминальные структуры надеются реваншировать под прикрытием политических сил. Вольно — невольно складывается впечатление, что у них есть некая поддержка в верхах».
Выпуск газеты №:
№92, (1999)Section
Панорама «Дня»