Борьба за деньги из воздуха
Рынок авиаперевозок далек от прозрачной конкуренцииПо традиции, журналистам стало известно о подковерных играх от тех, кто в этих играх проигрывает. Генеральный директор небольшой компании «Украинские средиземноморские авиалинии» Григорий Липивский обратился с письмом к министру транспорта Валерию Пустовойтенко с жалобой на Укравиатранс, считая несправедливым распределение авиамаршрутов. В письме указывается, что рассмотрение заявок «Украинских средиземноморских авиалиний» на выполнение полетов в Амман, Тунис, Каир, Тбилиси, Ереван и Баку затягивается. Сейчас права на эти маршруты принадлежат государственным «Авиалиниям Украины», но из-за финансовых трудностей их эксплуатация находится под вопросом. В прошлом году «Украинские средиземноморские авиалинии» получили право заниматься перевозками по маршрутам Киев — Тегеран — Дели и Киев — Тегеран — Дубаи. Но по словам Григория Липивского, это решение было принято лишь после отдельного согласования с Кабинетом Министров. Как оказалось, такое согласование предусмотрено процедурой, установленной правительством. В тоже время г-н Липивский сообщает, что почти одновременно другая авиакомпания, была «назначена» на Нью-Йорк и Дели, причем без соответствующего согласования с Кабмином. Таким образом поставлено под сомнение равноправное отношение Укравиатранса ко всем авиакомпаниям.
Почему воздушные маршруты в Украине распределяются не на публичных конкурсах, а путем странных (и то необязательных) согласований, в письме не спрашивается. Похоже, учасники рынка уже привыкли к этой сомнительной схеме работы. Любопытно, что Фонд госимущества несколько раз пытался продать государственную компанию «Авиалинии Украины» в частные руки, вместе с правами на эксплуатацию международных маршрутов. Но каждый раз возникали непредвиденные трудности, связанные с оценкой имущества.
Подобная ситуация возникла и в другой государственной авиакомпании «Национальные авиалинии Украины», специализирующейся преимущественно на внутренних перевозках. В последний раз попытка продать ее в частные руки делалась в сентябре прошлого года. Но на приватизационный конкурс не было подано ни одной заявки. При этом сложилось впечатление, что и в самой компании есть поддерживаемые извне силы, заинтересованные в сохранении нынешней неопределенности. Такое предположение можно сделать из того, что именно в сентябре, сразу после объявления конкурса по приватизации, на «Авиалиниях Украины» вдруг началась забастовка работников, организованная руководством местного профсоюза. Акция сопровождалась громким заявлением от имени коллектива авиакомпании о том, что он не может гарантировать безопасности полетов в условиях несвоевременной выплаты заработной платы. И хотя позже выяснилось, что абсолютное большинство летчиков никакого заявления не подписывало, инициаторы акции добились «побочного» эффекта — желания приобрести авиакомпанию не изъявил ни один иностранный инвестор.
В случае с «Авилиниями Украины» ситуация еще более странная. В прошлом году Минтранс обратился к Фонду госимущества с просьбой не приватизировать компанию, и присвоить ей статус казенного предприятия. Но когда соответствующая комиссия ФГИ собралась для рассмотрения этого вопроса, представители Министерства и «Авиалиний Украины» попросту не явились. Во вторник авиакомпания была внесена в список компаний, подлежащих приватизации в 2002 году. Но оценка объекта все еще не проведена, и неизвестно, что останется на балансе в «АУ», когда конкурс по приватизации все же будет объявлен. Не исключено, что компания повторит безутешную судьбу других безуспешно продаваемых госкомпаний. Зачем платить деньги за государственные компании, если главное их имущество, право на международные перевозки можно получить и без больших затрат, — похоже, именно так могут рассуждать те, кто по логике должен был быть заинтересован в поглощении «АУ».
По информации Григория Липивского, в эти дни наиболее жаркая борьба разгорелась за право эксплуатировать маршруты Киев — Дубаи и Киев — Каир. В следующем туристическом сезоне полеты в Саудовскую Аравию и Египет обещают немалые прибыли. Тем временем «Авиалинии Украины» прекратили продажу билетов на эти маршруты, и по данным г- на Липивского, готовится передать их в эксплуатацию компании частным компаниям.
«Проводится жесткое и агрессивное давление для получения прав на эти маршруты», — заявляет президент «Украинских средиземноморских авиалиний», которые, следует отметить, тоже имеют свои интересы в этом направлении. Эта компания, кстати, предложила Укравиатрансу весьма оригинальный вариант получения в коммерческое пользование другого перспективного маршрута — Киев—Пекин. В замен «средиземноморцы» обещают погасить задолженность «Авиалиний Украины» на сумму 2 миллиона долларов. Но в Министерстве транспорта, подразделением которого является Укравиатранс, эту идею восприняли без энтузиазма.
Заместитель госсекретаря Министерства транспорта Аркадий Демиденко сообщил, что сейчас рассматривается несколько вариантов вывода «Авиалиний Украины» из кризиса, один из которых предусматривает объединение авиакомпании с «Аэросвитом» и «МАУ». Приверженцем этого экстравагантного варианта является министр транспорта Валерий Пустовойтенко. Но механизм объединения частных предприятий с государственным пока что не оглашен даже в виде проекта. Хотя, возможно, лишение «Авиалиний Украины» доходных маршрутов в пользу более успешных авиакомпаний и является весьма своеобразным объединением. Сергей СЫРОВАТКА, «День»
P.S. Представители государственной компании «Авиалинии Украины» вчера по телефону оказались не готовы предоставить комментарий сложившейся ситуации.
Выпуск газеты №:
№14, (2002)Section
Панорама «Дня»