Бронзовый привкус «Пекторали»
В стенах Национального академического театра имени Ивана Франко состоялось вручение самой престижной театральной премии Украины
Помпезным трехчасовым шоу обернулось вручение театральной премии «Киевская пектораль-99». Похоже, на сей раз организаторы всерьез вознамерились показать настоящее представление; обязывал и День театра, к которому традиционно приурочена раздача «Пекторалей». Действительно праздничное, впечатляющее действо показал уличный Экспериментальный театр перед дверями Национального театра имени Франко, где и проходила основная церемония. Художественная часть самой «Пекторали» была построена по принципу «солянки сборной», где смешалось все — от балета до клоунов. Хотя, конечно, основная интрига все равно заключалась в том, кто все же получит золоченый «пекторальный» полумесяц.
И предварительные, и окончательные итоги нынешней «раздачи слонов» озадачили многих. Достаточно сказать, что практически в последние дни перед решающим туром голосования были вовсе сняты номинации «За лучшее исполнение женской роли второго плана», «За лучшую режиссерскую работу» и «Пластическое решение спектакля». Присуждение призов в остальных номинациях вызвало достаточно разные эмоции у многих зрителей церемонии. Впрочем, одна супружеская пара была безусловно счастлива: на долю этой семьи достались три награды — «Кину IV» Анатолия Хостикоева жюри присудило престижную «Пектораль» за лучший спектакль, а также за лучший дебют, а Наталья Сумская была признана актрисой года — за исполнение роли Маши в спектакле Андрея Жолдака «Три сестры». Сценография этого спектакля, исполненная Шавкатом Абдуласимовым, также была признана лучшей. Во впервые введенной категории «За лучший спектакль камерного театра» победила «Эмма» — постановка флоберовской «Эммы Бовари» театром «Колесо»; соответственно, и Михаил Чембержи, композитор этого спектакля, создал, по мнению жюри, лучшую в сезоне музыку. Весомые актерские номинации принесли две «Пекторали» части труппы Национального театра имени Леси Украинки, занятой в недавно осуществленном «Ревизоре»: непревзойденной мужской ролью сочли Городничего в исполнении Юрия Мажуги, а лучшей ролью второго плана — Хлопова, сыгранного Дмитрием Лаленковым. Самым выдающимся детским спектаклем стали «Приключения Тома Сойера» в Театре на Липках; художественным событием года — музыка Евгения Станковича к балету «Викинги» (весьма неоднозначное решение). И, наконец, почетные «Пекторали» за многолетний вклад в искусство получили балетмейстеры Анатолий Белов и Александр Сегаль, а также драматург Ярослав Стельмах.
Итоги «Пекторали» еще будут обсуждаться и тщательно анализироваться, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что эта награда, когда-то направленная на поощрение неординарных, ищущих режиссеров и актеров, на поддержку действительно новых тенденций в сценическом искусстве, стремительно становится все более официальной по содержанию и исполнению. Это заметно не только по ее внешней, презентативной, так сказать, стороне, но и по стратегии решений. Так, к примеру, Наталия Корпан (номинировавшаяся в «женской» категории) в спектакле «Увертюра до свидания» сыграла, по единодушному мнению как критики, так и зрителей, лучшую роль сезона; однако принятая в нынешней «Пекторали» линия на утверждение авторитета «звезд», похоже, помешала жюри оценить талантливейшую актрису. И, к сожалению, такое «художественное недоразумение» — далеко не единичное. Похоже, что «Пектораль» уверенно смещается в сторону официального обронзовения и может очень скоро стать лишь очередным дополнением к ежегодным ритуальным раздачам «народных» и «заслуженных».
Выпуск газеты №:
№55, (2000)Section
Панорама «Дня»