Будьте проще – и лоббисты к вам потянутся
Начало нового политического сезона в парламенте и соответственно, приближение важнейших для дальнейшего развития нашей страны политических и экономических решений (имплементация результатов референдума, противостояние в ТЭКе) вызвали повышенное внимание к, казалось бы, утратившей свое былое влияние на законодательный процесс коммунистической фракции. Практически очевидно, что для того, чтобы добрать необходимые парламентскому большинству 50 голосов для имплементационной победы, необходимо будет заручиться поддержкой левых фракций. Или попросту «купить» недостающее количество депутатских душ с карточками для голосования.
Без сомнения, пока проблема преодоления конституционного барьера в 300 голосов будет актуальной для большинства, коммунисты могут рассчитывать на некую политическую перспективу в коридорах власти. Ведь совершенно очевидно, что политическая звезда КПУ, если партия не учтет ошибок президентских выборов и январского парламентского кризиса, неизменно выйдет на траекторию «по нисходящей». В то же время даже один из наиболее здравомыслящих лидеров КПУ Григорий Крючков заявил на днях, что целью партии является не смена правительства, а смена политического курса. Что само по себе является свидетельством кризиса политической перспективы отечественной компартии. Правда, в этом смысле нужно учитывать еще одно обстоятельство — холод неотапливаемых помещений, отсутствие горячей воды и газа, снижение реальных доходов несомненно заставят вспомнить наших сограждан о былом «благополучии» времен правления «руководящей и направляющей». В этом случае вряд ли кто-то рискнет ставить под сомнение ближайшую избирательную перспективу коммунистов.
О роли КПУ в нынешних политико-экономических противостояниях — в комментариях наших экспертов-политологов.
Николай ТОМЕНКО, директор Института политики:
— Я бы не стал преувеличивать роль коммунистов. Даже если пойти по пути количественных оценок, то крупнейшая на сегодняшний день фракция Коммунистической партии уже не способна, по моему мнению, самостоятельно блокировать те или другие решения ВР при условиях активной мобилизации парламентского большинства или других политических фракций некоммунистического направления. Что касается содержательных или существенных характеристик, то коммунистическая фракций, в первую очередь в парламенте, показывает свою незаурядную политическую гибкость и при тех или других условиях ситуативно действует достаточно мобильно. Она, в том или ином случае, может поддержать проправительственный проект, не мешать тому или иному предложению Президента. И только когда речь идет об идеологическом или мировоззренческом целомудрии, начинается жесткая борьба и попытка использовать весь количественный потенциал фракции. Я имею в виду вопросы, которые касаются украинско-российских отношений, вопросов «Украины — НАТО», языковой и религиозной политики. Что касается социально-экономических и даже политических вопросов в смысле институционной политики, то коммунисты сейчас «гибки» и динамичны как никогда, и я не рассматривал бы их тормозом политических решений.
Владимир ФЕСЕНКО, политолог
— В драматических коллизиях парламентской осени коммунисты оказываются своеобразным джокером. От их позиции (точнее от позиции определенной части депутатов- коммунистов) зависит в первую очередь окончательная имплементация поправок к Конституции, одобренных на всеукраинском референдуме, а также судьба целого ряда законопроектов. Сейчас даже представители большинства признают, что без голосов левых невозможно внесение изменений в Конституцию. Возможно несколько базовых вариантов решения этой проблемы. Первый и наименее вероятный — достижение базового компромисса между большинством и левой оппозицией. Этот вариант потребует поиска политической основы компромисса, что требует времени, которого нет. Да и психологически обе стороны, скорее всего, не готовы к компромиссу. Не для того создавалось большинство, чтобы опять торговаться с левыми.
Второй и наиболее вероятный вариант — попытаться вырвать из левых рядов пару десятков «оппортунистов». Теоретически это возможно. В рамках этого варианта можно предполагать осуществление тайных тактических сделок — несколько голосов в обмен на сохранение Верховной Рады.
Третий вариант вступит в силу, если не пройдет второй вариант, и парламентская имплементация закончится крахом. Тогда пропрезидентским силам придется думать о технологии роспуска парламента. Иначе вся конституционная реформа оказывается под вопросом. Структурирование политического пространства «сверху», начавшееся в прошлом году, предполагает раскол компартии. И не опереточный, а настоящий. В конечном итоге, в отношениях между двумя центрами нынешней политической структуры — президентской администрацией и КПУ — и стратегическая, и тактическая инициатива принадлежит Банковой. Коммунисты будут лишь пассивно реагировать на те или иные политические технологии администрации. Единственная же выгода для коммунистов в нынешней ситуации — они вновь оказываются центром консолидации левой оппозиции и политической силой, с которой вынуждены считаться.
Выпуск газеты №:
№159, (2000)Section
Панорама «Дня»