Бюджет — дитя компромисса?
Впрочем, простор для экспериментов у большинства был минимальный. Прежде всего это было обусловлено конкретными временными рамками — в середине февраля прибывает миссия МВФ, которой необходимо предоставить принятый бюджет. С другой стороны, в наличии горячее желание Президента увидеть готовый бюджет в самое ближайшее время (вопрос о дальнейшем существовании ВР обычно связывают с принятием этого документа). Учитывая эти обстоятельства, бюджетный комитет парламента приложил немалые усилия для достижения компромисса с Кабмином. И, судя по всему, преуспел в этом. Выступая вчера перед депутатами, А. Турчинов сообщил, что Министерство финансов и бюджетный комитет согласовали практически все текстовые статьи законопроекта. Он призвал коллег согласиться с объемом доходной части сводного бюджета в размере 41,3 млрд. грн. и на нулевой дефицит бюджета. Однако цифровые позиции (в частности, общую сумму на дотации регионам) по предложению Турчинова решено было не утверждать, и на голосование были вынесены только те статьи, в которых не было цифровых несогласованностей. Учитывая тот факт, что голосование происходило постатейно, большинству необходимы для успешного голосования голоса абсолютно всех фракций, каждая фракция попыталась «продавить» свои интересы. Что у них и получилось. Спикеру фактически не осталось места для маневра, и в основном фракциям удавалось отстаивать свои интересы. Таким образом, этот бюджет получается компромиссным. Как справедливо заметил депутат Виктор Суслов, «в итоге может получиться, что не все предложения правительства будут проголосованы».
Среди успехов исполнительной власти, достигнутых вчера в парламентском зале, можно считать то, что в ходе рассмотрения бюджета ВР проголосовала за приостановку действия льгот предприятиям с иностранными инвестициями в Украине. Напомним, что на недавно состоявшемся заседании Совета национальной безопасности и обороны было признано, что льготы СП угрожают национальной экономике. Ежегодные недопоступления в бюджет от деятельности СП оцениваются в объеме около 5 млрд. грн.
Голосовали депутаты довольно дисциплинировано и в результате большинство статей было принято во втором чтении. На третье чтение остались все спорные статьи. «Мы обошли вопросы, которые касаются конкретных цифр — не утверждали сумму дотаций регионам, не подводили баланс бюджета, объем ресурсов, который мы получаем от сокращения тех или иных категорий льгот», — заявил глава бюджетного комитета Александр Турчинов. Стоит также отметить, что в зале парламента присутствовали несколько членов фракции КПУ, которые, однако, ограничились тем, что задавали вопросы министру финансов Игорю Митюкову. Ранее лидер коммунистов Петр Симоненко заявлял, что его фракция не будет принимать участия в принятии решений по госбюджету. Другими словами, левые перекладывают ответственность за исполнение бюджета очень сложного 2000 года на парламентское большинство и исполнительную власть.
Выпуск газеты №:
№24, (2000)Section
Панорама «Дня»