Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Бюджет и «креатив»

Правительство нашло — 7,4, а оппозиция — 16 миллиардов гривен
17 июня, 00:00

Правительство Виктора Януковича, до сих пор невозмутимо воспринимавшее критику оппозиции в отношении «запрятанных бюджетных миллиардов», наконец получило возможность внести в этот вопрос определенную ясность. Но, похоже, делается это вовсе не под напором оппозиции, то и дело, в том числе и вчера, требующей поставить на обсуждение парламента вопрос о скрытых доходах госбюджета- 2004, а вопреки этому давлению. Правительственные ресурсы, безусловно, хорошо подпитали 4,2 миллиарда гривен, добавленные в бюджет в ходе приватизации «Криворожстали». А всего правительство предлагает увеличить расходную часть бюджета 2004 года на 7,4 млрд. гривен.

Именно такую сумму вчера на заседании правительства назвал В.Янукович. По его словам, 70% этих средств будут направлены на обеспечение социальной защиты граждан страны. В частности, на программу социального развития села планируется направить более миллиарда. Предполагается использовать эти средства на повышение качества жизни крестьян, т.е. на строительство автомобильных дорог, газоотводов, благоустройство территорий.

На повышение минимальной заработной платы будут направлены 1,5 млрд. грн., на увеличение в 2,2 раза стипендий — 280 млн. грн, на повышение пенсий военнослужащим — 170 млн. грн, на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС — 320 млн. грн. Также планируются средства на погашение задолженности по зарплатам шахтерам, на возобновление льгот по коммунальным услугам для медиков и учителей, проживающих в сельской местности (160 млн. грн.). На увеличение минимальных пенсий дополнительно будут направлены средства из Пенсионного фонда. Кроме того, на эти цели будут выделены 270 млн. грн. из госбюджета. На выплату материальной помощи при рождении детей планируется выделить около 50 млн. грн. Будут увеличены расходы на нужды школ, в частности на приобретение учебников выделят 70 млн. грн, на приобретение школьных автобусов — 30 млн. грн. Достанется и науке — 180 млн. грн.

Все эти адресаты бюджетных расходов, похоже, могут быть так или иначе преобразованы в процентные пункты рейтинга В.Януковича, являющегося одним из кандидатов на будущих президентских выборах. Впрочем, поле для популизма остается достаточно большим. К примеру, фракция «Наша Украина» определила, что объем скрытых доходов госбюджета-2004 равен 16 млрд. грн. и считает необходимым направить эти средства на повышение зарплат и пенсий.

Сегодня народным депутатам предстоит вплотную заняться бюджетными проблемами. Наиболее актуальная из их — пересмотр показателей доходной и расходной частей бюджета. К этому пункту повестки дня уже внесено около ста законопроектов. Правда, в большинстве они содержат предложения по расходам и лишь считанные из них пытаются изыскать дополнительные доходы для их покрытия. Над тем, чтобы все это как- то свести к одному знаменателю, работает парламентско-правительственная согласительная группа. Как сказал «Дню» источник в Счетной палате, бюджет этого года принимался очень своеобразно — практически без обсуждения, поскольку что-то одно обсуждалось и что-то совсем другое принималось. А теперь, сказал источник, пробуют все это состыковать... И это не просто, поскольку большая часть предложений носит политический характер. Но одно дело говорить, считает эксперт, а другое — найти и четко определить источники поступления средств. Сделать это практически может только правительство. Интересно, что сведущий эксперт сумел еще до вышеприведенного выступления главы правительства предугадать сумму, на которую может быть увеличена доходная часть бюджета.

По его словам, она может составить 5—7 миллиардов. И, учитывая, что Счетная палата довольно часто «гладит» правительство против шерсти, можно считать эту его добавку к бюджету не заниженной, как это хочет доказать оппозиция, а вполне реальной. Похоже, что большинство с этим согласится.

Вторым пунктом бюджетного четверга в парламенте должна стать так называемая бюджетная резолюция (Основные направления бюджетной политики) на следующий год, которую правительство одобрило еще 26 мая. В ней в частности указывается, что целью бюджетной политики является финансовое обеспечение реализации стратегических целей программы деятельности Кабинета Министров — повышение уровня государственных социальных стандартов в предоставлении государственных и общественных услуг и снижение уровня бедности в стране.

Влияние этой резолюции (вместе с приложениями она разрослась в последнее время до шести томов) на бюджетный процесс не стоит преувеличивать. Эксперты считают, что ее нынешний вариант просто «никакой». В нем нет каких-либо новых идей, позволяющих рассчитывать на выдающиеся экономические и социальные достижения. Тем более, что составляется этот документ по старому, проверенному еще в советское время, принципу «от достигнутого» (ассигнования по каждому назначению здесь несколько превышают прошлогодние) и сути дела особенно не меняет, и потому обсуждение бюджетной резолюции обычно проходит без каких- либо коллизий. Но на этот раз избежать их будет непросто, хотя на слушаниях в парламенте этот документ обсуждался довольно вяло и не более сотней депутатов. Тем не менее сегодня накал политических страстей растет ежедневно, а деньги, направляемые на социальные вопросы, как известно, любят считать и пересчитывать все политические силы, помышляющие добыть для себя президентское кресло.

В этом плане псевдоэкономическая дискуссия может разгореться вокруг тезиса бюджетной резолюции, предусматривающего, что с целью постепенного приближения минимальной заработной платы к прожиточному минимуму, в 2005 году предполагается обеспечить внедрение минимальной заработной платы в размере 262 гривны в месяц. Между тем Госпредпринимательство днями сообщило, что им согласован законопроект о поэтапном повышении минимальной зарплаты. Им, в частности, предусмотрено, что в 2005 году она составит 75% от прожиточного уровня, установленного законодательством для трудоспособных лиц. То есть минимум в этом варианте 75% от 386,73 грн. или 290 гривен. Почему же бюджетная резолюция настолько отстает от упомянутого законопроекта? Можно предположить, что бюджетные креативщики, представляющие обе противостоящие в парламенте стороны, будут по-разному толковать этот показатель, но на этот раз совместно выйдут на наивысшую возможную цифру.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать