Перейти к основному содержанию

Бюджет непослушания

Балансируя между МВФ и Верховной Радой, правительство «рулит» вручную
12 января, 00:00

Вчера вечером в Украину прибыли эксперты миссии 2-го Европейского департамента Международного валютного фонда. Глава миссии Мохаммад Шадман Валави прилетит в Киев 16 января.

По словам старшего постоянного представителя МВФ в Украине Анри Гескьера, миссия продолжит переговоры с украинским правительством о возобновлении сотрудничества по программе расширенного финансирования EFF. Будут обсуждены вопросы обслуживания внешнего долга, программа приватизации, требования МВФ об отмене ограничений на экспорт сельхозпродукции, расчетах за газ и электроэнергию только «живыми» деньгами, сообщает Интерфакс-Украина.

По мнению А. Гескьера, «новый состав правительства Украины имеет уникальную возможность осуществить рыночную программу реформ, ориентированную на бюджетную стабильность...».

«Конституционное» утверждение Ющенко премьер-министром и вхождение в состав правительства главы бюджетного комитета Тимошенко должны были бы ознаменовать если и не бюджетную стабильность, то хотя бы более- менее безболезненное прохождение бюджета-2000, поданное на второе чтение новым Кабинетом накануне Нового года, через парламент. Тем более, что новое правительство как бы учло опыт своих предшественников — 15 сентября ВР уже «забраковала» вариант бюджета с профицитом, который (по требованию МВФ) предназначался на обслуживание внешнего долга. В новом варианте доходы равны расходам.

Однако эксперты «Дня» называют новый вариант «бюджетом непослушания». С одной стороны, правительство как бы вынуждено пренебречь требованием МВФ о профиците: доходы равны расходам. С другой, не только коммунисты, но и бывший комитет нынешнего вице-премьера Юлии Тимошенко сразу же разглядел, что несмотря на декларируемое отсутствие профицита, бюджет де- факто предусматривает превышение доходов над расходами, поскольку в расходы внесено обслуживание внешнего долга.

Интересно также, что проект Кабинета Ющенко, которого принято считать «бюджетным федералистом», был раскритикован вице-спикером, коммунистом Адамом Мартынюком как раз за еще большую централизацию. По его словам, если в минувшем году дотационными были 22 региона Украины, то в текущем без дотации будут только Киев и Крым. «По сути то же самое ручное управление», — сказал А. Мартынюк. По его мнению, правительственное большинство, тем не менее, «заставят» проголосовать за такой бюджет, однако вице-спикер сомневается, что этого большинства будет достаточно для одобрения законопроекта о бюджете-2000.

В аналитической заметке бюджетного комитета также отмечается, что проект рассчитан на основании устаревших прогнозных макроэкономических показателей. В частности, официальный обменный курс гривни к доллару в среднем за год предусмотрен на уровне 5 грн./$1, тогда как на 10 января он составлял 5,24грн./$1, а на межбанковском валютном рынке в этот день снизился до 5,60 — 5,65 грн./$1.

Возможно, столь явное несоответствие заставило Нацбанк (по-видимому, не без давления правительства) впервые с марта 1999 года пойти на интервенцию, иначе гривня упала бы еще ниже. В этот день Нацбанк продал на рынке более $3 млн., хотя его валютные резервы (на 20 декабря 1999г. — $1051 млн.) почти втрое меньше суммы долга, который предстоит выплатить украинскому правительству в 2000 году. Кстати, 5 января рейтинговое агентство Moody's снизило кредитный рейтинг Украины по внешним обязательствам. Сотрудник агентства Джонатан Шиффер прямо заявил, что «Украина готовится к дефолту по долгам в иностранной валюте, поэтому мы должны были снизить рейтинг, чтобы отобразить это». А восстановить доверие кредиторов без реального бюджета, отмечают эксперты, невозможно. Удалось ли вчера Виктору Ющенко договориться с комитетами парламента, на момент выхода номера еще не было известно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать