Перейти к основному содержанию

Бюджета ради

Социальная цена за привлечение иностранного инвестора на «энергорынок по-украински» может быть слишком высокой
31 января, 00:00

Сегодня на заседании Кабмина должен быть утвержден договор о реструктуризации долгов шести приватизируемых областных энергоснабжающих компаний («Севастопольэнерго», «Киевоблэнерго», «Ровнооблэнерго», «Херсоноблэнерго», «Житомироблэнерго» и «Кировоградоблэнерго») , полностью согласованный с советником по приватизации этих объектов банком CS First Boston.

Напомним, что к участию в конкурсе были допущены семь из девяти известных в мире энергокомпаний, подавших заявки. Из них пять — EDF (Франция), «Кансай Электрик Пауэр Компани Инкорпорайтед» (Япония), AES Washington Holdings B.V. (США), Union Fenosa Acex (Испания) и Vychodoslovenske energeticke zavody (Словакия) — подтвердили свое участие. Соответствующие конкурсы должны состоятся 22 февраля и 1 марта.

Украина рассчитывает получить от продажи облэнерго около $250 млн., и поэтому для нее был бы крайне нежелателен перенос сроков объявленных конкурсов. Но проблема в том, что наряду с названным договором к заседанию правительства, сообщил «Дню» первый заместитель председателя Фонда госимущества Украины Михаил Чечетов, должны быть также выполнены другие условия инвесторов, связанные с их участием в приватизации: подготовлены документы об изменении тарифов, т.е. «о выведении их на болееменее приемлемый уровень рентабельности», а также о предоставлении покупателю, а вернее, собственнику облэнерго права «стопроцентно» отключать всех тех потребителей, кто не платит за электроэнергию (из-за неплатежей потребителей украинские облэнерго оплатили в 2000 г. деньгами 5191,4 млн. грн. или 32,9% купленной в оптовом рынке электроэнергии). По словам М.Чечетова, если все это до конца недели будет окончательно отрегулировано, то вопрос о переносе конкурсов подниматься не будет. В противном случае, считает М.Чечетов, деньги от приватизации облэнерго в первом квартале в бюджет не попадут и он просто провалится. Поэтому к концу недели, а точнее 2 февраля, Кабмин намерен сделать официальное заявление относительно хода приватизации шести облэнерго. Министр топлива и энергетики Украины Сергей Ермилов заявил, что в этом заявлении «правительство скажет, что все вопросы, которые ставились, решены и что мы не меняем свою позицию», сообщал Интерфакс-Украина.

Между тем даже и самый отработанный вопрос — о реструктуризации облэнэрговских долгов до последнего момента оставался предметом дискуссий. Директор госпредприятия «Энергорынок» Юрий Продан в пятницу по итогам совещания о состоянии подготовки к продаже облэнерго сообщил: «В понедельник, максимум во вторник мы подпишем все договора на реструктуризацию в редакции, согласованной с советником по приватизации и облэнерго». По словам Ю.Продана, реструктуризация долгов облэнерго будет проведена по состоянию на 1 октября 2000 года, и общая ее сумма составит около 900—950 млн. грн. Однако после окончательного согласования на рабочем совещании у премьер-министра 29 января оказалось, что долги шести облэнерго за электроэнергию перед оптовым рынком будут реструктуризированы в случае их приватизации по состоянию на 1 января 2001 года, а не как это планировалось ранее — на 1 октября 2000 года.

Говоря об этом, министр топлива и энергетики Сергей Ермилов в понедельник уточнил, что сумма реструктуризируемых долгов составит около 700 млн. грн., а пеня и штрафы будут списаны «согласно законодательству». Рассказывая о новой методологии тарифов, С.Ермилов сказал, что она будет распространяться на все облэнерго, независимо от формы собственности, и что ею будет установлен предельный уровень рентабельности облэнерго 15–20%, соответствующий среднему уровню рентабельности в промышленности. «Этот вопрос мы должны вынести на заседание правительства, чтобы все его члены знали четко, на что мы идем во время принятия решений по приватизации наших энергокомпаний», — добавил первый вице-премьер Юрий Ехануров, возможно, имея в виду своего нового коллегу — вице-премьера по промышленной политике Олега Дубину. Накануне подведомственный ему теперь комитет по промышленной политике обнародовал заявление, в котором утверждается, что в результате роста тарифов на сырьевые и энергетические ресурсы металлургическая промышленность Украины, являющаяся основным поставщиком валюты, может стать неконкурентоспособной и утратить свои позиции.

Председатель правления банка CS First Boston Украина Александр Базаров заявил в понедельник, что условия реструктуризации долгов приватизируемых облэнерго устраивают потенциальных инвесторов. «Как полумера — устраивают. Это не идеальное решение, но это то решение, которое сейчас устраивает и правительство, и инвесторов», — сказал он. В разговоре с «Днем» А.Базаров уточнил: «Мы предполагали схему, когда и активы и пассивы, т.е. и дебиторская и кредиторская задолженности выводятся из облэнерго, и новый владелец получает чистую компанию — без долгов, поскольку к их образованию он никакого отношения не имел — это не результат его деятельности. Эта схема используется при приватизации во многих странах. Но правительство пошло на другую схему — реструктуризацию с льготным периодом, что лучше, чем ничего, но не более, чем полумера». А.Базаров отказался комментировать усилия правительства в ходе приватизации облэнерго. «Сейчас единственный наш враг — это время, ибо сроки очень жесткие», — отметил он Интерфаксу- Украина. Председатель специальной контрольной комиссии парламента по приватизации Александр Рябченко считает, что к февралю инвесторов будет меньше пяти, т.к. не все из заявленных сегодня будут участвовать, а договоренности между собой они не достигнут. По его мнению, «ни в коем случае не будет распределения, по которому каждая компания берет одно облэнерго. Они будут стараться взять несколько». Спор между инвесторами, считает председатель комиссии, будет идти за лучшие предприятия, такие как Киевоблэнерго, занимающее по привлекательности первое место. А.Рябченко считает, что все объекты на конкурсах будут проданы (за исключением, может быть, одного — «типа Ровноэнерго»), но конкуренция на момент продажи снизится. Хотя, по его мнению, особенностью тут является то, что у официальных покупателей в свою очередь есть заказчики, партнеры, наши местные, с которыми планируется вести совместную эксплуатацию купленных в Украине предприятий. Иначе трудно себе представить, говорит народный депутат, как они собираются работать в условиях нашего энергорынка. При нынешних требованиях стопроцентной оплаты и одновременном запрете на отключение большого количества потребителей, при нижайших тарифах и убыточности энергопоставляющих предприятий имеется еще и оговорка: не выполнишь всех требований — купленный объект отберут. Без отечественного компаньона иностранец на такие условия никогда не придет, утверждает А.Рябченко: «Они согласились бы на условия, предлагавшиеся советником по приватизации — CS First Boston, но решение нашим правительством не принято. По долгам вопрос решаемый, причем на уровне правительства — здесь не нужна политическая воля. Достаточно добрых намерений и понимания экономики». Инвесторов, как утверждает народный депутат, очень волнуют действующие в Украине правила эксплуатации, а именно — тарифы на транзит электроэнергии и отсутствие права отключения всех, кто не платит. «Если им придется отвечать за всю прошедшую через них электроэнергию, то надо иметь право отключать того, кто не платит, — говорит А.Рябченко и добавляет: — Меня просто удивляют те, кто сидит в нашем правительстве. Они же очень хорошо знают иностранный бизнес, его специфику, выражающуюся в западном бюрократизме. Инвестор просто не может вложить деньги в компанию, доходность которой невозможно рассчитать. Там все считается. Это нашим можно на пальцах показать: правила энергорынка такие, вот туда будете вкладывать. А у них действует корпоративное право, где все нужно утверждать, согласовывать, получать необходимые подписи». По мнению А.Рябченко, успех конкурсов по продаже облэнерго будет определяться «скрытыми» украинскими участниками: «Их будут брать в соратники для обеспечения рисковых вложений». В ином случае, считает председатель комиссии, речь может идти не об экономическом, а об имиджевом характере покупки. Он считает, что для Украины невыгодны такие покупки. «Инвестор должен рассматривать свои вложения как бизнес. Тогда мы получим нормального оператора на рынке, которого так долго ждали». Что касается отсрочки объявленных конкурсов, то, как считает А.Рябченко, в ней был бы смысл в том случае, если бы предполагалось принять решения, которых требуют инвесторы. Но поскольку таких решений принято не будет, тогда конкурс нужно проводить не откладывая, осознавая при этом, что это мы сами создали такую ситуацию и существует угроза отказа инвесторов от участия в конкурсе. Депутат подчеркивает, что такой вариант, был бы очень плох для нашей страны, поскольку конкурсы определяют не только наполнение бюджета, но и сам инвестиционный климат и уровень доверия инвесторов к стране.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать