C «чистого листа»
предлагает Президент парламенту строить отношения![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020619/4109-1-1_0.jpg)
На вчерашнее появление Президента Леонида Кучмы на трибуне Верховной Рады парламентарии реагировали по- разному. Представители официально все еще «Единой Украины», объединенные социал-демократы и добрая половина фракции Виктора Ющенко (включая лидера) встречали Леонида Даниловича аплодисментами. Коммунисты и радикальные руховцы — сдержанным молчанием. А вот оппозиция четвертого созыва вела себя подчеркнуто невежливо. Едва Президент приготовился излагать депутатам основные идеи своего послания, как представители БЮТ и СПУ покинули зал заседания. Если вспомнить о желании оппозиции заслушать стратегические задачи в исполнении Президента (на чем они настаивали с самого начала работы парламента), то вчерашний демарш выглядел странно. Тем более, что от четырех комитетов (то есть от участия в законодательной власти) социалисты и тимошенковцы не отказывались. Вряд ли такое поведение стоит объяснять идеологией и прочими расхождениями в стратегии. В конце концов, своего варианта дальнейшего развития Украины, если не брать во внимание лозунги, наша «оппозиция» так и не предложила. Не считать же стратегией лапти, поднесенные Президенту социалистами.
«Нужно, что-то в голове иметь!», рассердился Президент. И, отбросив лапоть, парировал: «Я на такие вещи внимания не обращаю». После чего призвал оставшихся в зале начать совместную работу «с чистого листа», мол, «еще два с половиной года работать вместе». Иностранные дипломаты, ставшие свидетелями нелицеприятной для Украины сцены, в свои «чистые листы» тем временем вносили соответствующие пометки... В остальном представление Президентом парламенту послания обошлось без эксцессов. За три минуты пояснив депутатам стратегическое и геополитическое значение своего выступления, Леонид Кучма перешел к вещам более осязаемым.
Краеугольным камнем, мешающим дальнейшему демократическому развитию Украины, по словам Президента, является незавершенность административной реформы и недостаточная «прозрачность механизмов управления на всех уровнях». «Я дал распоряжение подготовить проект президентского указа, который предусматривает абсолютно новые технологии управления», подчеркнул Л. Кучма.
В контексте административной реформы Президент акцентировал внимание на взаимодействии ветвей власти. В частности, — на проблеме формирования коалиционного правительства. Предпосылкой для этого является стабильное парламентское большинство, как сказал Президент, выразив надежду, что «это будет не формальное большинство, организованное под раздел министерских портфелей», а «действенное», «объединенное четкой политической программой», «способное обеспечить выполнение этой программы законодательно». В случае создания оного Леонид Кучма заявил о своей готовности обсуждать с его представителями «все актуальные вопросы». В том числе и кадровый состав правительства («коалиционного или другого»), «включая должность премьера».
Впервые за время своего президентства Л. Кучма выразил согласие с необходимостью существования механизма импичмента как средства парламентского контроля над деятельностью главы государства. «Дело парламента — принять соответствующий закон, — сказал Президент, добавив. — Но, согласитесь, также необходимы и механизмы, которые позволяют распускать парламент, если он не в состоянии создать дееспособное большинство».
Вместе с тем говорить о выборности глав обладминистраций, по мнению Л. Кучмы, можно лишь в том случае, когда «в этой системе будут введены конструктивные противовесы».
Одним из направлений админреформы Президент определил делегирование «управленческих функций сверху вниз, расширение полномочий регионов и всестороннее развитие местного самоуправления». «Необходимо, чтобы правительство и Верховная Рада совместно определились в этом вопросе», — подчеркнул Л. Кучма.
Говоря об экономических реформах, Л. Кучма отметил, что бюджет Украины на 2003 год должен быть сформирован на новой налоговой базе. И попросил народных избранников не вписывать в бюджет «нереальные цифры». «Нужно жить по доходам», сказал Глава государства. «Абсолютно неприемлемой» назвал Л. Кучма задержку с принятием нового Налогового кодекса. По его словам, если пока нет возможности утвердить этот документ целиком, то необходимо вводить его в действие поэтапно — разделами.
Основной болезнью экономики, помимо высоких и путанных налоговых ставок и льгот «отдельным отраслям и предприятиям», Президент назвал банковский сектор. По данным Л. Кучмы, ставки по банковским кредитам практически в 3 раза превышают ставки НБУ. «Я не вижу эффективных усилий со стороны Нацбанка в направлении радикального изменения ситуации», сказал Президент.
В своем выступлении Леонид Кучма подтвердил западный вектор украинской внешней политики. «Оптимальный выбор — полноправное членство в ЕС», сказал глава государства, подчеркнув, что политика Украины на мировой арене должна быть прагматичной. «Достижение этой цели (членство в ЕС. — Авт. ) требует кропотливой переговорной работы, но, в конце концов, — все зависит от нас», отметил Президент. Вместе с тем, он подчеркнул, что Украина должна проводить эффективную и целенаправленную внешнюю политику и в других направлениях, в частности, «наращивать свои усилия транзитного государства».
Наблюдатели заметили, что, отмечая важность развития отношений с другими странами, Президент Украины особенный акцент сделал на стратегическом партнерстве с Россией, Польшей, Германией и только потом назвал США. Президент также подчеркнул «необходимость существенного углубления отношений с НАТО». Л. Кучма призвал парламент максимально ускорить работу по принятию законов в сфере борьбы с отмыванием средств, полученных незаконным путем.
Завершая свое 45-минутное выступление, глава государства обратился к народным избранникам: «Пройдет какое-то время, и вы, как и я, уйдем в историю. Но всем нам хотелось бы остаться в памяти людьми, которые что-то полезное сделали для своей страны... Я как Президент готов к плодотворному сотрудничеству, в частности, к любым институционным изменениям взаимодействия в системе власти, если они могут привести к повышению эффективности нашей общей работы на благо Украины. Надеюсь, что вы готовы к такому сотрудничеству. Пусть нас вдохновляет любовь к Украине».
Прокомментировать послание Президента парламенту «День» предложил народным депутатам.
КОММЕНТАРИИ
Петр ПОРОШЕНКО , «Наша Украина»:
— Когда Президент является перед Верховной Радой и в соответствии с Конституцией представляет свое видение перспектив развития государства, это всегда хорошо. Нынешнее послание свидетельствует о том, что диалог между парламентом и главой государства возможен и он налаживается.
Дмитрий ТАБАЧНИК, «Единая Украина»:
— Впервые за много лет послание Президента направляет и Верховную Раду, и правительство, и самого главу государства на решение по настоящему стратегических задач. Я бы сказал, что послание 2002 года носит выразительно инновационный характер. В нем четко очерчены задачи как для Верховной Рады, так и для правительства, которые, в случае их реализации, могут сделать Украину процветающим государством и полноправным членом Европейского сообщества. Думаю, что цели и сроки их достижения, определенные Президентом, вполне отвечают как внутреннему потенциалу Украины, так и ее внешнеполитическим возможностям. Для реализации очерченного в послании необходимы только три вещи. Во- первых, слаженная работа правительства и парламента. Во-вторых, политическая стабильность. В-третьих, сохранение имеющихся в наличии темпов экономического развития.
Борис ТАРАСЮК , «Наша Украина»:
— Тема послания мне очень импонирует. И не только как должностному лицу, но и как человеку, который десять лет посвятил себя проблемам европейской интерграции. Что касается отдельных аспектов, то ряд концептуальных основ сотрудничества с европейскими структурами выписаны, на мой взгляд, нечетко. В частности, остаются непонятными конкретные механизмы сближения с Европейским Союзом, не ясно, будем ли мы просто углублять сотрудничество с НАТО или берем курс на полное членство в этой организации. Есть вопрос относительно внутренней политики. В частности, глава государства настаивает на праве распускать парламент в случае, если не будет сформировано большинство. Трудно не согласиться с тем, что большинство действительно необходимо. Однако если его создавать таким способом, как это делалось в ходе избрания председателя Верховной Рады, то, по-моему, лучше не нужно большинства вообще. Необходимость внести изменения в Конституцию есть, но я против того, чтобы мы вносили их в соответствии с решениями референдума. Существуют и другие проблемные вопросы, которые касаются взаимоотношений Президента с парламентом. Но все они могут быть решены.
Сергей ТИГИПКО , «Единая Украина»:
— Документ обстоятельный, взвешенный и реалистичный. Это я могу сказать как человек, который работал в правительстве и хорошо разбирается в различных цифрах и показателях. Что касается отношений законодательной и исполнительной власти, Президент сегодня подал прекрасную идею — давайте начнем с «чистого листа». Леонид Кучма протянул депутатам руку. Я считаю, что парламент должен откликнуться на это, создав большинство и начав предлагать конструктивные вещи.
Борис АНДРЕСЮК , фракция СДПУ(О):
— Документ производит впечатление целостной, сбалансированной разработки. Задача интеграции в евроструктуры, очерченная в послании, ставит дополнительные требования как к представителям власти, так и к обществу в целом. Мы все должны ответить на вопрос — готовы ли мы к тесному сотрудничеству с Европейским сообществом? К сожалению, уровень политической стабильности и экономические показатели пока что не дают нам возможности рассчитывать на то, чтобы войти в Европу прямо завтра. Работать над содержательным наполнением европейского вектора нужно еще немало.
Виктор ПИНЗЕНИК , «Наша Украина»:
Можно ставить перед собой любые политические или экономические задачи. Однако будут ли они осуществлены, зависит от того, есть ли при власти силы, способные на это. Чтобы проводить определенные преобразования в экономике или других сферах, правительство должно иметь поддержку в парламенте. Это возможно только при условии, если он будет формироваться большинством.
Валерий КОНОВАЛЮК , «Единая Украина»:
— Тезисы, изложенные Президентом — это шаг к сотрудничеству с правительством, шаг к взаимопониманию не на словах, а на деле. Произойдет ли это, зависит от нас, депутатов. То есть все зависит от того, хватит ли депутатскому корпусу политической мудрости, чтобы преодолеть амбициозность и работать на благо Украины.
Владимир СЕМИНОЖЕНКО , вице-премьер-министр Украины:
— Сегодня мы стали свидетелями достаточно необычного выступления Президента в парламенте. Как правило, в ежегодном послании формулируются наиболее актуальные задачи, которые стоят перед государством в ближайшем году. В нынешнем же документе по усмотрению политической элиты и, собственно, всего украинского общества представлена национальная стратегия на все следующее десятилетие. Такой характер послания свидетельствует о том, что Президент не только остается самым влиятельным политическим игроком, но и думает о будущем, прикладывая усилия, чтобы курс на рыночные преобразования и интеграцию Украины в Европу остался неизменным и по окончанию срока его полномочий.
Выпуск газеты №:
№109, (2002)Section
Панорама «Дня»