Перейти к основному содержанию

Цена денег

Выгодна ли инфляция для экономики Украины?
09 января, 00:00

Экономические итоги минувшего года стали для государства неожиданным исключением из традиционного правила. Потребительские цены в Украине упали и вместо ожидаемой инфляции заместитель начальника Управления макроэкономического прогнозирования Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Вадим Пищейко на днях констатировал дефляцию (снижение цен) на уровне 0,6%. Ситуация, с точки зрения теории экономики, сложилась неоднозначная. С одной стороны — была еще раз подтверждена стабильность национальной валюты. С другой... Президент Леонид Кучма довольно резко высказался о завышенности курса гривни по отношению к американскому доллару и неверных прогнозах инфляции (это, по словам главы государства, нанесло миллиардный ущерб государственному бюджету). Новоиспеченный глава НБУ Сергей Тигипко пообещал всяческое содействие коалиционному правительству в вопросах роста экономики, отметив, что об изменениях в курсовой политике даст знать заблаговременно. А скептики почувствовали в происходящем приложение усилий недовольных «лобби-экспортеров» (очень ощутимо и в первую очередь, пострадали от неверных инфляционных прогнозов Кабинета Кинаха и жесткого монетаризма НБУ Стельмаха именно предприятия ориентированные на экспорт). В бюджете на этот год показатель инфляции заложен на уровне 6%. Что ожидает курс гривни в 2003-м? Что, все-таки, выгоднее для экономики инфляция или дефляция? На эти вопросы «Дня» отвечают эксперты.

Виктор СУСЛОВ, председатель Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины:

— Следует четко понимать, что дефляция для экономики более губительна, чем инфляция. Практически во всех развитых странах повышение курса национальной валюты воспринимается экономистами с тревогой. В Японии, к примеру, на протяжении последних лет повышение курса йены сопровождалось специальными сдерживающими мерами со стороны мировых финансовых институтов. Помимо общеизвестного (дефляция ведет к ухудшению платежного баланса, удорожанию собственного экспорта, удешевлению импорта и тем самым бьет по внутреннему рынку), среди серьезных отрицательных последствий дефляции для Украины стоит отметить удорожание обслуживания внутренних и внешних государственных долгов. Невысокие темпы инфляции, если придерживаться теории Кейнса, наоборот, позитивны. Такая инфляция способствует мягкой структурной перестройке экономики, облегчая маневренность ресурсов. Дефляция, которую имела Украина в 2002 году, можно назвать безусловным просчетом прошлого правительства и НБУ. Запланированная на следующий год инфляция в 6% — небольшая и, если правительству удастся удержать ее в этих пределах, то позитивные темпы роста экономики сохраняться. А небольшая девальвация курса национальной валюты также будет иметь позитивные последствия, связанные с повышением эффективности экспорта, некоторым удорожанием импорта, что, безусловно, важно для конкурентоспособности национальных производителей предметов потребления.

Удержание запланированных темпов инфляции больше будет зависеть от политики Нацбанка, чем от правительства. Хотя и правительство может повлиять на инфляцию административными факторами (регулированием тарифов на коммунальные услуги, транспортных тарифов и т. д.) Впрочем, на мой взгляд, инфляция вряд ли выйдет за пределы прогнозов. Есть один серьезный момент, который можно рассматривать как источник проблем — это необходимость погашения внешних долгов на сумму $1,6 млрд. Однако с учетом того, что валютные резервы НБУ достигли по украинским меркам небывалых размеров, то у Украины есть все основания успешно корректировать свою финансовую политику от возможных неожиданностей. То есть — Украина гарантированно рассчитается по долгам. Существенного понижения курса и высоких темпов инфляции, таким образом, удастся избежать.

Более серьезной проблемой представляется угроза санкций, которые рекомендовала применить к Украине FATF. Наша экономика не настолько сильна, чтобы противостоять возможным мерам со стороны западных государств, но это, скорее, форс-мажорное обстоятельство. Конечно, если будут блокированы расчеты по корреспондентским счетам украинских банков в странах Запада (а такую возможность эксперты сейчас активно обсуждают), если будут введены другие меры, затрудняющие расчеты внешней торговли Украины, то ситуация может измениться в худшую сторону. Но такие решения будут носить, скорее, характер внешнеполитического давления на Украину. Эти решения, по моему убеждению, вовсе не могут быть обусловлены негативными процессами в украинской экономике: ведь вполне очевидно, что никакие крупные «грязные деньги» в Украине не отмываются, а наоборот — на протяжении последних десяти лет огромные потоки валюты уходили из Украины и отмывались за рубежом. То есть — нашу страну ошибочно считают местом, где отмывают деньги. Думаю, что стремительного падения курса гривни и высоких темпов инфляции, при условии продолжения имеющихся в экономике тенденций, ожидать не следует. Любые потрясения, если они будут, то они будут спровоцированы факторами политического характера. Ключевой пункт для Украины в этом плане — урегулирование отношений с США и стабилизация внешнеэкономических отношений.

Андрей ВОЙТЕНКО, директор департамента казначейских операций банка «Финансы и Кредит»:

— Думаю, что заложенный в бюджете показатель инфляции на уровне 6% будет очень трудно удержать в запланированном диапазоне. Возможно, эта отметка будет превышена и реальный уровень инфляции по итогам года составит 6—8%. сохраняющиеся внутриполитические риски, неопределенность по проблеме санкций FATF, усаливающаяся конкуренция на мировых рынках, ухудшение конъюнктуры по основным позициям для отечественных экспортеров вследствие продолжения рецессии в странах западной Европы и Америки могут пошатнуть зыбкое рыночное равновесие и изменить отношение инвесторов, отечественных коммерсантов и населения к уже привычно стабильной национальной валюте.

На фоне образовавшегося денежного навеса и избыточной денежной ликвидности в банковской системе Украины это может представлять риски ускорения инфляции, когда темпы роста потребительских цен могут опережать темпы роста денежной массы (агрегат М3). С другой стороны «здоровая» инфляция (5—7 % годовых) пойдет только на пользу экономике страны. Сильные позиции экспортеров в правительстве и декларируемое более тесное взаимодействие между Кабмином и Национальным банком дают основания рассчитывать в 2003-м году на прогнозированную и равномерную инфляцию на протяжении всего года.

Дефляция прошлого года вряд ли пошла на пользу экономике страны. Она указывает на застой в сфере потребления, падение цен невыгодно как производителям, ориентируемым на внутренний рынок, так и экспортерам. Вероятные 6-8 % инфляции в этом году, на мой взгляд, не должны стать серьезным ударом по потребителям при условии сохранения темпов роста доходов населения на уровне прошлого года (более 20 %).

У Нацбанка есть все необходимые инструменты, чтобы плавно рассчитать годовую «дистанцию» по внешним выплатам. Как за счет выкупа валютной выручки, так и за счет заимствований на международном финансовом рынке. Стартовый рейтинг Украины в настоящее время находится на низком спекулятивном уровне, что снижает привлекательность украинских государственных облигаций для широкого круга инвесторов, однако, по сложившейся доходности в 10—11 % годовых, думаю, проблемы внешних заимствований и их обслуживания будут решены.

Макс ГОЛЬЦБЕРГ, проректор Международного института менеджмента:

— Прогнозировать курс гривни и темпы инфляции, по большому счету, довольно неблагодарное занятие. На такого рода вопросы лучше всего отвечать цитатами классиков: будут изменения, а курс валюты будет колебаться. В Украине, ко всему прочему, в один ряд с известными экономистам факторами стабильности национальной валюты можно ставить и интересы финансовых групп, которые находятся у власти. Вполне очевидно, что стабильная гривня выгодна одним и абсолютно не выгодна другим. Прогнозировать ситуацию, таким образом, означает предсказывать, лобби какой группы окажется сильнее. В том случае, конечно, если на стабильность курса будут влиять искусственно, регуляторными методами. Говорить о том, насколько справедливы и обоснованы прогнозы инфляции на следующий год и удастся ли правительству и НБУ их выполнить, достаточно сложно. Ведь ни для кого не секрет, что методология вычисления темпов инфляции может быть разная. Не имея на руках методологии, которой руководствовалось правительство, оценить справедливость и целесообразность прогнозов и планирования, соответственно, просто невозможно. Могу сказать, что для национальной экономики стабильный курс гривни — безусловный позитив. А потому небольшую дефляцию в прошлом году и работу НБУ в этой связи я расцениваю также, как позитив. Было бы неплохо, чтобы дальнейшая монетарная политика государства проводилась именно в этом направлении. Инфляцию ни в коем случае не следует рассматривать в качестве главного инструмента для активизации экономики, борьбы с безработицей, недостаточной капитализацией рынка финансовых услуг и т. д. Хотя ее незначительные темпы, действительно, дают непродолжительный положительный эффект. Мудрость государственного регулирования состоит именно в том, чтобы найти ту золотую середину, тот оптимум, при котором одни показатели (например, уровня занятости) не достигались в ущерб другим (скажем, инфляции). Это возможно только в том случае, когда в государстве создаются нормальные условия для ведения бизнеса и притока иностранных инвестиций.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать