Перейти к основному содержанию

Цены «поехали»

Государство не влияет на рынок нефтепродуктов
26 мая, 00:00

В стране разгорается очередной ценовой кризис. Столичные автомобилисты нервничают: согласно распространяющимся слухам, цены на бензин, которые в мае превысили прошлогодние на 40—60%, и дальше будут расти. В то же время официальная статистика выглядит весьма спокойно. По данным Госинспекции по контролю за ценами, за вторую декаду мая средние цены по Украине повысились на дизтопливо на 6 коп. (3,4%), на бензин А-76 на 4 коп. (2,6%), на бензин А-95 на 12 коп. (5,1%).

Впрочем, пресловутая среднебольничная температура «лечит» в основном высоких чиновников, которым, как правило, не приходится самостоятельно оплачивать бензин для своих машин.

У аналитиков, постоянно мониторящих украинский рынок нефтепродуктов, несколько иное мнение. Директор научно-технического центра «Психея» Сергей Сапегин в разговоре с «Днем», в частности, обратил внимание на то, что в Украине цены на нефтепродукты все еще ниже, чем в Европе. Это делает экспорт привлекательным, а поскольку он осуществляется без всякого контроля со стороны государства, то это и несет в себе существенную угрозу. Сапегин отметил, что при нормальных объемах поставки нефти в Украину (они несколько снизились, но не опустились ниже критического уровня) экспорт за первый квартал вырос в несколько раз. В результате, отмечает эксперт, рынок оголился, хотя и не до такой степени, что топлива не хватает. Очередей на заправках, констатирует Сапегин, в Украине не наблюдается. Тем не менее запасы нефтепродуктов уменьшились, и именно это влияет на ситуацию на рынке.

Самая главная причина нынешнего нефтяного кризиса, по мнению эксперта, состоит в том, что государство не в состоянии управлять рынком, у него нет соответствующих механизмов. Кстати, Россия, которая несравненно богаче ресурсами, тем не менее постоянно отслеживает ситуацию на внутреннем и мировом рынках и в соответствии с ней гибко изменяет экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты.

В Украине правительство уже по традиции работает с ценами как пожарная команда. Энергетический вице-премьер Андрей Клюев провел два совещания с нефтетрейдерами, российскими владельцами украинских нефтеперерабатывающих заводов и собственниками джобберских сетей АЗС (в пятницу и вчера). В понедельник с экспертной группой совещался глава НАК «Нефтегаз Украины» Юрий Бойко.

Вчера Андрей Клюев растолковывал бизнесовые коллизии журналистам. При этом нынешнее повышение цен он назвал «спекуляцией». И поведал о том, что правительство решило на неделю запретить весь экспорт светлых нефтепродуктов. На месяц ограничена рентабельность оптовых поставок (до 7%). Всем крупным нефтетрейдерам предписано надавить на свою джобберскую сеть с тем, чтобы рентабельность продаж нефтепродуктов на внутреннем рынке не превышала 13% (по словам Клюева, в последние дни она составляла 18—20%). Чтобы исправить ситуацию в Киеве, где наблюдается самый большой рост цен, решено срочно перебросить сюда крупные объемы нефтепродуктов из Шебелинки. Правительство, по словам Клюева, ожидает, что в результате принятых мер цена нефтепродуктов снизится в среднем на 10% и это будет заметно уже сегодня. А на следующей неделе планируется новое совещание с нефтяниками, направленное на то, чтобы пролонгировать ныне действующий ограничительный меморандум до уборочной и защитить аграриев от непосильных для них цен. Последним обещано, что дизтопливо хоть и превысит обещанные ранее 1700 гривен за тонну, но все же опустится существенно ниже нынешнего уровня (2200 грн./т) и, как предсказывают правительственные эксперты, цена на него для аграриев составит не более 1800—1850 гривен. Одновременно А.Клюев заверил, что правительство работает над тем, чтобы минимизировать эффект цепной реакции, которую обычно вызывает повышение нефтяных цен, и не допустить роста потребительских цен на такие продукты, как хлеб, молоко и т.д.

Словом, для правительства настал довольно-таки критический момент, когда его достижения могут сравняться также и с просчетами и привести к политическим потерям. На весах, с одной стороны, рост экономики, обусловленный, правда, в основном благоприятной конъюнктурой для металлургии. С другой стороны — неудача политреформы, развал парламентско-правительственной коалиции, задержка с пуском нефтепровода Одесса—Броды и нефтяные проблемы, способные спровоцировать инфляцию. Несложно предсказать и неоднозначную реакцию бизнес-среды на нынешнее силовое регулирование рынка нефтепродуктов. Хотя, по большому счету, кроме российских нефтяных компаний, владеющих большей частью мощностей по производству и продаже нефтепродуктов, здесь регулировать нечего, тем более, что у них свой «регулировщик»: в июне планируется повышение экспортных пошлин на нефть из России. В том числе — и для украинских заводов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать