Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Церковь и ее служители в условиях рынка

Ведут ли они сегодня людей к спасению?
07 августа, 19:15
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»

Какая беда может уничтожить человека, «проглотить» его? Григорий Сковорода отвечает: «Чрево является основной причиной погибели человека. Постоянная ненасытность его, жажда наживы, обогащения, взяточничество, бездуховная жизнь» в этом, по словам Г. Сковороды, причина всего зла. Отсюда битвы, кражи, убийства и все другие беды.

Григорий Сковорода также писал: «В этом болоте (зле. — Г.Ш. ) даже искреннее стремление служить Богу превращается в обычное лицемерие, потому что ни долгие в храмах моленья, ни строительство новых церквей, ни ежедневные клятвы в верности Богу не спасают человеческие сердца от льстивости, сребролюбия, честолюбия и других склонностей, которые превращают человека в «домашних зверей».

Сковорода собственными глазами не раз убеждался, что в Церкви происходит то же самое, что и в обществе. Здесь также процветало властолюбие, сребролюбие, лицемерие, показная набожность. А зная все эти «болезни» Церкви, философ-гуманист дал гневный ответ монахам Киево-Печерского монастыря, которые хотели видеть Г. Сковороду «украшением и столпом церкви»: «Довольно и вас столбов неотесанных...». А далее, как пишет первый биограф и друг Г. Сковороды М. Ковалинский, философ сказал: «Риза, риза! Как немногих ты опреподобила! Как многих сделала нечестивыми, околдовала. Мир ловит людей разными сетями, прикрывая их богатствами, почестями, славой, протекциями, выгодами, утехами и святыней, но самая несчастная последняя. Блажен, кто святость сердца не закрыл ризой, а волей Господней!»

Великан духа и слова Григорий Сковорода советовал священникам не прятать свое сердце за дорогими ризами, монахам — не отгораживаться от людей высокими монастырскими каменными стенами, а учить истинному спасению через блаженство, которое завещал Иисус Христос в своей Нагорной проповеди.

В начале ХХI века рядом с позитивными моментами (обретение Независимости, свободы слова, вероисповеданий, многопартийность) в ослабленном духовно украинском обществе появилось немало новых бед: тотальная коррупция, вражда политиков и их безответственность, «теневая» экономика, организованная преступность с убийствами по заказу, торговля людьми, алкоголизм, наркомания, особенно, в молодежной среде, двойные стандарты, падение морали, распад института семьи.

Происходит быстрая переоценка ценностей в сторону предоставления преимущества зрелищам, которые бы удовлетворяли непритязательные вкусы, делали эмоциональную разгрузку без особых интеллектуальных усилий. Поэтому не случайно наше общество называют обществом сплошного потребления. Если раньше об этом говорили в отношении стран Запада, то теперь революция массовой культуры успешно состоялась и в Украине.

Григорий Сковорода, по-видимому, критиковал бы священнослужителей и сегодня. Несмотря на то, что Церковь получила в Украине свободу, что открываются духовные академии, семинарии, строится много новых храмов, нравственность общества пала до низких отметок. Как и триста лет назад, обряды, пышные церемонии занимают едва ли не главное место в деятельности Церкви. Священники загружены выполнением различных треб (крещением, венчанием, отпеванием умерших). Кроме того, их приглашают теперь на освящение банков, различных офисов, кораблей, самолетов, вокзалов, автозаправок, магазинов, ресторанов, казино, баров, кафе, коттеджей, яхт, которые завершаются щедрыми столами и подношениями. Большинство заказчиков данных обрядов делают это не в силу глубокой веры, а в качестве дани современной моде — все официальные церемонии проводить в сопровождении духовенства. На спасительные беседы, посещение больных и страждущих у приходских священников времени не всегда хватает.

Украинская православная церковь, особенно в 90-е годы прошлого века, ввела в свои ритуалы помпезные вручения церковных наград при участии СМИ министрам, народным депутатам, военачальникам, олигархам, банкирам, главам крупных фирм, корпораций — руководящей и финансово- банковской элите. Портреты этого «сонма» новонагражденных регулярно печатали центральные издания.

Иногда хочется спросить: за какие такие духовные подвиги сыплются, как из рога изобилия, эти щедрые награды? Разве за то, что миллионы людей в Украине живут в бедности и не всегда могут, как говорится, свести концы с концами. И только 10 процентов самых богатых членов общества владеют астрономическими состояниями. Об этом не раз писала пресса, пишет и ныне. Пропасть между бедными и богатыми в Украине пока что не уменьшается, сколько бы об этом не говорили с различных трибун.

Благотворительная деятельность кое-кого из современных богачей, которые получили уже не одну награду от Церкви, является большей частью показной — ради создания собственного имиджа, особенно, накануне избирательных кампаний. Кстати, в древние времена богатые люди свои пожертвования на строительство храмов, школ, госпиталей делали негласно, не думая о каких-то наградах. Помочь бедным, отверженным было моральной необходимостью тех, кто владел большими состояниями.

Меркантильные интересы ныне завладели и «батюшками» различных санов. Так, рассуждая над данной проблемой, протоиерей О. Кубелиус, в частности, пишет:

«Как духовный полюс общества, церкви привлекают огромное внимание, но как коммерческие структуры, они абсолютно закрыты для него. Чем выше в последние годы политическое значение церквей, тем активнее они врастают в экономику. На территории СНГ церкви превратились в гигантский офшор с неконтролируемыми денежными потоками».

О том, что не все хорошо сегодня в церкви, свидетельствует и такой факт. Патриарх Алексий II (Редигер), выступая в храме Христа Спасителя (Москва), вынужден был напомнить священникам об их миссии «любви и пожертвования», которые все чаще служители культа подменяют индустрией предоставления услуг, забыв о своей главной задаче спасать человеческие души от гибели. — Церковь не сфера добывания денег, материальных благ и наград, — подчеркнул собранию Патриарх. Священник, который своими интересами не отличается от среднего представителя общества потребления, ничем не может помочь своим прихожанам». (Миcсия или индустрия // Народна суспільно-політична газета, 31 декабря 2005 года).

И в Украине церкви также переживают определенный кризис. Общество сильно влияет на них со всеми его негативными проявлениями. Это приводит к тому, что соблазнясь меркантильными интересами, не один из душпастырей находит в лоне церкви личную выгоду и служит не Господу, а Мамоне (у древних халдеев и сирийцев — бог богатства и наживы). Часть священнослужителей удачно «вписалась» в украинские рыночные условия и хорошо в них чувствует себя. Как- то видел, как во двор одного из храмов Сум гордо въезжал на довольно престижном автомобиле зарубежного производства молодой священник. Подумалось: «По-видимому, щедры на подношения его прихожане, если у него такой автомобиль, который не уступает тем, на которых ездят сегодня министры и губернаторы». Знаю также одного предприимчивого священника, который успевает и в церкви служить, и арендовать десятки гектаров земли, владеет несколькими озерами. Имеет наемных рабочих. Живет, как настоящий бизнесмен.

Ответственность Церкви перед Богом и временем за моральное и духовное состояние общества очень велика. Об этом должны постоянно помнить как священнослужители всех конфессий, так и мы, члены общества. Ведь граждане сами часто содействуют удовлетворению меркантильных «аппетитов» душпастырей, задабривая их своими подношениями.

Коррупция проникла и в Церковь, поэтому не секрет (сам слышал рассказ одного духовного лица), что для того чтобы получить, скажем, «прибыльный» приход нужно хорошо отблагодарить благочинного и тех, кто поближе к управляющему епархии.

Может быть, времена бессребреников давно прошли. Прагматизм проник во все поры общества, в том числе и в среду духовенства. Известна старая истина: где слышен шелест и звон денег, там всегда возникает к ним интерес и трудно удержаться от их магической силы...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать