Перейти к основному содержанию

Час пик для Нацбанка

Как приручить «ничейного»
21 декабря, 00:00

23 декабря Верховная Рада планирует рассмотреть вопрос о предоставлении согласия на назначение главы Национального банка Виктора Ющенко премьер- министром Украины. Руководитель пресс-службы Нацбанка Дмитрий Рикберг сообщил «Дню», что Виктор Ющенко согласился на выдвижение Президентом Леонидом Кучмой его кандидатуры на пост премьер- министра Украины и вчера вел активные консультации с парламентскими фракциями. По словам Д. Рикберга, депутатов, в частности, интересовало его отношение к приватизации, проблемам энергетики и агропромышленного комплекса.

Как сообщает агентство «Українські новини», Виктор Ющенко принял предложение Президента стать премьером при условии, что ему будет разрешено самостоятельно формировать правительство, а также участвовать в определении нового руководства НБУ. Ющенко потребовал «найти публичную персонифицированную форму поддержки (парламентским большинством правительства. — Ред. ) не ситуативного характера на выборы премьера, а на реализацию (его. — Ред. ) программы. Для меня это гораздо важнее — проблемы начинаются не при выборах, а при реализации». Между тем Президент Леонид Кучма, по словам его пресс-секретаря Александра Мартыненко, готов оказать поддержку Виктору Ющенко на посту премьер-министра, если тот оправдает имидж реформатора.

Это прежде всего нужно для того, чтобы придать реформаторский имидж всей системе исполнительной власти накануне нелегких переговоров по реструктуризации внешних долгов, возвратить которые в следующим году наше государство, фактически, шансов не имеет. С точки зрения переговоров с западными кредиторами фигура Ющенко во главе правительства — почти идеальное решение. Но с точки зрения реформаторства правительственной деятельности в целом — тут, к сожалению, не могут не возникнуть вопросы. Будет ли Ющенко камуфлировать реальное отсутствие реформ или у него хватит гибкости и жесткости, чтобы обеспечить их проведение? Сможет ли он хотя бы урезонить аппетиты «победителей» и хватит ли у него силы воли и мужества не свернуть с пути и выдерживать критические удары как открытые (скажем, в медиа), так и «подковерные»? В конце концов, что будет после его ухода с Нацбанком, который еще хотя и не «дорос» до уровня популярности Дойчебанка, но уже олицетворяет надежду хотя бы на минимальную стабильность наших финансов?

Сам Ющенко вчера заверил, что его уход с поста председателя Национального банка Украины в случае избрания его премьер-министром не повлияет на работу руководства банка. По его словам, сообщает Интерфакс-Украина, в течение последних пяти-шести лет в Нацбанке не было частых кадровых перестановок, свойственных многим другим органам исполнительной власти, и поэтому в нем сформировалась команда профессионалов. В этой связи В.Ющенко отметил, что не стоит переоценивать его роль в управлении банковской системой и в проведении в Украине валютной политики. В то же время он уклонился от прямого ответа на вопрос, кто мог бы возглавить НБУ после него, сказав, что есть достойные кандидатуры на этот пост.

О других, обсуждаемых преимущественно в парламентских кулуарах вопросах, связанных с выдвижением В. Ющенко в премьеры Украины, корреспондент «Дня» беседовал вчера с народным депутатом Сергеем ТЕРЕХИНЫМ

— Не обнаруживаются ли в выдвижении Виктора Ющенко не только явные, но и скрытые мотивы?

— Есть чисто прагматический мотив. В 2000 году Украине придется платить по долговым обязательствам, однако разрыв в финансировании (даже при всех положительных решениях МВФ и Мирового банка и при стабильном состоянии мировых рынков) составляет $ 1—1,2 млрд. Так что сегодня нужно не просто возобновлять получение по кредиту EFF двух миллиардов (что было обещано, но оттянуто). Речь идет о поиске недостающей суммы либо о согласии международных финансовых организаций на реструктуризацию долгов. Это может сделать лишь человек, известный в финансовых кругах, обладающий их доверием и понимающий, что он делает. Из всей очереди возможных претендентов Виктор Андреевич единственный, кто отвечает этим требованиям.

Но есть и второй мотив. Власть достаточно напугана эмпирическим присутствием В. Ющенко как кандидата на очередных президентских выборах. Его обоснованная и государственная позиция очень выгодны, потому что Нацбанк — место видное, но не такое острое, как Кабмин. Виктор Андреевич имеет все шансы быть еще раз переизбранным на этот пост (его полномочия оканчиваются, кажется, уже через год и четыре месяца). В этом случае его политическое влияние на общество безмерно вырастает к следующим выборам. И политологи от власти решили поэкспериментировать: выдержит ли он огонь, воду и медные трубы, приходящиеся на долю главы Кабмина. Легче всего научить видного политика уму-разуму, поставить под сомнение эффективность его работы, если дать ему эту должность. Я думаю, это было сделано намеренно: давайте взвалим весь этот груз на одного из центральных реформаторов и посмотрим, как он его повезет. Власть при этом не пострадает. Справится — она присвоит заслуги себе. Нет — будет еще один повод утверждать, что политики узнаются в Кабмине. Этот выбор — беспроигрышный шаг руководства государства. Но даже понимая эти нюансы, я не могу не поддерживать В. Ющенко.

Есть еще и третья позиция. В парламенте сейчас цитируют одного человека, который крутится около власти (я не буду его называть), так он сказал: «В принципе, убрать Виктора Андреевича с Нацбанка можно было только таким образом. Других способов в теории не существует».

— А какие силы поведут борьбу за пост председателя Нацбанка после ухода оттуда В. Ющенко?

— Я думаю, Виктор Андреевич — достаточно разумный человек, чтобы перед уходом не оговорить кандидатуру своего преемника. Эта фигура не должна становиться предметом политического торга. Нацбанк — по своей экономической природе — самое консервативное учреждение любой страны, и резкое изменение политики либо вектора развития банковской системы абсолютно не полезны стране, тем более, что Нацбанк у нас сейчас самая успешная организация госуправления.

— Похоже, преемником для В. Ющенко станет его нынешний заместитель — Владимир Стельмах?

— Это не очевидно, но вполне возможно. За семь лет в Украине подготовлена хорошая прослойка людей, разбирающихся в публичных и корпоративных финансах. Выбирать есть из кого... Это не то, что искать премьер-министра.

— А прохождение В. Ющенко в парламенте — вопрос решенный?

— Если бы все наши партии чувствовали политическую ответственность за сказанное слово, озвученную платформу, тогда бы я ответил положительно. Но вынужден напомнить: три или, может быть, две фракции до последней секунды с трибуны поддерживали Пустовойтенко, а проголосовали против него. Сейчас во фракциях идут консультации с В. Ющенко. Он, если так можно выразиться, ничейный, не входит ни в политические, ни в финансовые группировки, ни в кланы. Поэтому он и нравится многим. Однако некоторые горячие головы могут выставить ему ультиматумы, подобные ставившимся Пустовойтенко. Это либо желанные для них назначения, либо признание своих программ как основы для деятельности правительства... Как отреагирует на это Виктор Андреевич? Он — человек осторожный и хороший шахматист. Так что «резких отказов», как и обещаний, не будет. Как это понравится нашим депутатам — сказать сложно. Последние два премьера показали в этом диаметрально противоположные подходы: Лазаренко, за которого проголосовало конституционное большинство, всем все обещал, но ничего не сделал. Пустовойтенко никому ничего не обещал. Виктор Андреевич на эти крайности не пойдет. Классический подход — когда премьера выбирают только после того, как решены все вопросы создания коалиционного правительства. У нас Конституция не такая. Но все равно необходимо провести хотя бы предварительные переговоры по составу правительства. Они ведутся, и я не думаю, что к среде уже закончатся.

— Пойдет ли В. Ющенко на создание коалиционного правительства?

— А почему не пойдет? Но об этом не у него надо спрашивать. Ведь создание такого правительства возможно только при добровольном ограничении полномочий Президентом, который по закону единолично назначает министров. Но чтобы начать разговор об этом, нужно иметь парламентское большинство, создаваемое лишь тогда, когда у него есть надежда получить места в правительстве. Все тут зависит от Леонида Даниловича, и я пока не слышал из его уст никакой риторики о принципах создания правительства. Мы все слышим, что нужно под что-то создавать большинство, а, честно говоря, непонятно под что. Если Л. Кучма, выдвинув В. Ющенко, считает, что этот парень сможет сделать с Украиной что-то позитивное, то он должен отдать ему право формирования коалиционного правительства, и, соответственно, при этом В. Ющенко заручится поддержкой большинства.

— Заинтересован ли в этом Президент, если он уже объявил, что окончательно стал на путь референдума, который изменит государственное устройство?

— Леонид Данилович третий раз объявляет о неизменном решении объявить референдум. Но ни разу не реализовал своих намерений. Если все будет хорошо с В. Ющенко, то какой смысл проводить его теперь? Чтобы экономика развивалась, Президент должен использовать представившийся ему исторический шанс, связанный с полученным кредитом доверия, который через два года исчерпается. И не искушать себя новыми быстрыми выборами, при которых опять очень сильно поднимется уровень популизма. Возможность что-то реформировать просто пропадет. Так что я не знаю, для чего проводить референдум и обострять политическую обстановку в преддверии самого сложного для страны экономического периода — это по тяжести для Украины будут безумные годы, когда нужно будет расплачиваться за ошибочную политику, проводившуюся с 1993 года.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать