Перейти к основному содержанию

Чехи в Заливе

Как Прага отправляла РХБ батальон в Кувейт
07 марта, 00:00
Намерение руководства Украины отправить в одну из соседствующих с Ираком стран батальон радиационной, химической и биологической защиты поставило немало процедурных вопросов. Сначала нужно дождаться приглашения от заинтересованной страны Персидского залива, потом подписать соглашение между двумя государствами, и только после этого окончательное решение будет принимать парламент. Украина, между тем, — не первая, выразившая готовность задействовать свои возможности для защиты от вероятного применения оружия массового уничтожения в регионе. Чехия приняла решение об условиях привлечения своего батальона РХБ-защиты к международной операции в Заливе 17 января. Сейчас чешские военнослужащие в рамках антитеррористической операции пребывают в Кувейте. Как решались проблемные вопросы, связанные, в частности, с финансированием чешского батальона, какими аргументами оперировало правительство, как можно использовать чешский опыт в этой ситуации — в интервью с военным атташе Посольства Чешской Республики в Украине полковником Мирославом МЮКОМ.

— В чем сходство и различие ситуаций в Чехии и Украине, связанных с отправкой РХБ-батальона в регион Персидского залива?

— Главное сходство состоит в том, что и Украина, и Чехия являются участниками антитеррористической коалиции. Практически одинаковы и задачи наших батальонов — они должны ликвидировать последствия возможного использования оружия массового уничтожения. Различия заключаются в условиях, при которых отправляются подразделения наших Вооруженных сил в далекий регион. Украина еще только решает этот вопрос, а чешский батальон был отправлен в регион задолго до того, как началась шумиха вокруг Ирака. Напомню, что наш батальон был в регионе Персидского залива еще во время войны 1991 года. Сейчас его пребывание на кувейтской базе Дога очерчено рамками операции Enduring Freedom, которую осуществляет антитеррористическая коалиция. В прошлую субботу к четыремстам наших военнослужащих присоединились 99 словацких солдат. Действительно, наш парламент рассматривал возможности участия батальона в случае военных действий. С соответствующим запросом к парламенту обратилось правительство. Нужно было установить условия, которые бы определяли участие батальона. 17 января этого года парламент Чехии принял решение разрешить РХБ-батальону помочь американцам при двух условиях. Во-первых, если Совет Безопасности ООН даст мандат на проведение военных действий или же, во-вторых, в случае использования Ираком оружия массового поражения.

— Чем аргументировало чешское правительство такой запрос к депутатам?

— Готовностью противостоять терроризму. Нельзя оставаться на периферии построения мировой стабильности и безопасности. С приобретением членства в НАТО Чехия взяла на себя дополнительные обязательства. Когда один из членов блока заявляет о каких-то угрозах, то недопустимо стоять в стороне и игнорировать подобные обращения. Наше присоединение к антитеррористической коалиции — это защита и нашей безопасности.

— Какие политические силы в Чехии выступали против пребывания батальона в Кувейте?

— Конечно, Коммунистическая партия, которая, напомню, выступала и против членства Чехии в НАТО. В свою очередь оппозиционные гражданские демократы, наоборот, поддержали обращение правительства. Недавно избранный президентом Вацлав Клаус во время голосования воздержался. Он обратил внимание, что не все дипломатические усилия были приложены для избежания войны. Оппоненты ссылались на опасность оказаться втянутыми в войну без соответствующего мандата ООН или каких-либо серьезных доказательствах об угрозах Ирака для мира. Существует также страх, что наше участие может превратить страну в мишень для террористов.

— Как население Чехии относится к пребыванию батальона в зоне возможных военных действий, а также к самой войне?

— Как и большинство европейцев, население выступает против войны. Относительно батальона, то не припомню, чтобы проводились такие опросы. В любом случае не думаю, что чехи были против. Речь ведь не идет об участии в боевых действиях, а о защите мирного населения. К тому же никого из солдат не отправляли в Кувейт силой, все они поехали добровольно. Не так давно министр обороны Чехии — Ярослав Тврдик — посетил базу Дога. Он спросил у военнослужащих, хочет ли кто-либо вернуться домой. 27 человек изъявили такое желание. Но не из-за страха, а потому что очень давно находились в другом государстве. Министр взял их на борт самолета.

— Как решался вопрос финансирования батальона?

— Это был один из самых непростых вопросов, поскольку речь шла об огромных затратах для госбюджета. Депутаты были против использования бюджетных средств. Не могла Прага и просить денег у другого государства: все-таки речь идет о чешской помощи. Вопрос был решен, когда министерство обороны взяло финансирование на себя. Деньги, таким образом, выделяются из бюджета военного ведомства. Также нам обещали помочь союзники. В частности — США.

— Как вы оцениваете необходимость отправки украинских солдат в Залив?

— Решение должен принять парламент. Но я видел сам на учениях 27 декабря прошлого года, что ваш батальон готов выполнять поставленные задачи. Если, не дай Бог, кто-то воспользуется химическим или биологическим оружием, то всякая помощь будет важна...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать