Что будет с гривней?
Обеспечение стабильности денежной единицы Конституция Украины определяет в качестве основной функции Национального банка Украины. Нужно сказать, что нынешний глава НБУ Владимир Стельмах поставил в этом плане настоящий рекорд — еще никогда до него гривня так долго не демонстрировала стабильность в отношении доллара. Цифру 5,05 сегодня, похоже, знают все — от старушек на скамейках до первокласников, еще только осваивающих азы арифметики. И это при том, что основные принципы денежно-кредитной политики Украины на 2007 год предусматривают для курса гривни коридор 4,95—5,25 грн/$1. Можно долго спорить в отношении того, хорошо это или плохо, и для кого. Но факт остается фактом: до сих пор глава Нацбанка оставался верен Конституции, сузив названный коридор практически до ноля.
Сейчас времена и власть меняются. Не скажется ли это на поведении Нацбанка? Он у нас согласно закону независим, но, как подчеркнул Стельмах на недавней встрече с журналистами, в действительности это далеко не так.
Интересно, что буквально накануне упомянутой пресс-конференции в Нацбанке он опубликовал на своем сайте результаты очередного опроса руководителей украинских предприятий. В соответствии с ним, инфляционные ожидания деловых кругов в Украине в третьем квартале 2007 года возросли (78,5% участников опроса отметили, что на рост потребительских цен остается определяющим влияние политической ситуации), а вот ожидания курсовой стабильности ослабились. Часть респондентов, ожидающих сохранения курса гривни к доллару, уменьшилась до 65,7% против 74% во втором квартале.
Определенную лепту в такие настроения внес и сам глава Нацбанка, когда заявил журналистам о существовании объективных предпосылок для усиления гривни. Мол, доллар на мировых рынках уже длительное время падает, и нам следовало бы укрепить гривню. В этот момент все ожидали, что Стельмах скажет, почему этого в действительности нельзя делать. Но он отделался заявлением о том, что определение оптимального курса должно учитывать реакцию экономики, и переключился на другой вопрос. (Кстати, это была едва ли не вторая пресс-конференция главы НБУ за все время его работы в нынешней каденции, и отличалась она тем, что пресс-служба заранее собирала вопросы от журналистов. Зачитывая их, шеф центробанка путался и мямлил себе под нос, что вызывало у коллег саркастические ухмылки.) Правда, в отношении другого действенного инструмента своей регуляторной политики Стельмах высказался более определенно. По его словам, учетная ставка меняться не будет, поскольку влияние монетарной активности Национального банка на динамику роста цен незначительно.
А вот вербальное влияние высказываний главы НБУ на ценовую ситуацию в стране трудно преувеличить. И он, похоже, не учел этот фактор. Иначе не стал бы делать заявлений, способных подхлестнуть инфляцию в то время, когда правительство пытается сделать все возможное, чтобы ее сдержать. «Если в четвертом квартале инфляция сохранится на уровне минувшего года, что осуществится наиболее вероятно, то инфляция по итогам года составит двухзначную цифру», — сказал Стельмах и однозначно высказался против антиинфляционных мер правительства, предусматривающих административное вмешательство. Между тем эксперты дня отмечают, что такой подход характерен для так называемых рыночных романтиков, тогда как в цивилизованных странах правительство в случае необходимости сдержать инфляцию прибегают к самым разнообразным, в том числе — и административным мерам. Стельмах же сообщил, что Нацбанк не был согласен с официальным прогнозом правительства относительно инфляции в 2007-м и 2008 годах и информировал Кабмин о своих расчетах.
Похоже, глава Нацбанка, являющийся кандидатом в парламентарии от блока НУ-НС, уже также в какой-то мере почувствовал себя политиком и отошел от позиции сотрудничества с правительством, на которой стоял до этого. Правда, единственная четкая формулировка, прозвучавшая из его уст, заключалась в том, что он «ни при каких условиях не перейдет на постоянную работу в Верховную Раду». В принципе, такую позицию можно было бы приветствовать с учетом итогов предыдущей работы Стельмаха.
Но послушаем, как он отвечал на настойчивые вопросы журналистов относительно предвыборных обещаний БЮТ о погашении всего за два года обесцененных вкладов населения в Сбербанке СССР. Стельмах сказал, что не может оценить реальность такой инициативы, поскольку пока не располагает данными о планируемых механизмах реализации такого шага. Он также назвал самым успешным годом украинской экономики 2005 год (2,7% роста ВВП). Похоже, глава Нацбанка намеренно демонстрировал критический подход в адрес нынешнего правительства и лояльность к потенциальному главе будущего правительства — Юлии Тимошенко.
В этом можно найти позитивное зерно, если предположить, что умудренный опытом Стельмах будет сдерживать радикальные намерения, которые обычно демонстрирует Тимошенко. Не потому ли его решение остаться в Нацбанке нашло понимание в Партии регионов? Хотя для ее бизнес-крыла явно больше подходит кандидатура Петра Порошенко, предположительно, опирающася на поддержку Президента.
Выпуск газеты №:
№180, (2007)Section
Панорама «Дня»