Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Что осталось «за кадром»

во время визита известного актера и режиссера Ивана Миколайчука в древний Луцк?
08 июня, 20:26
НА ФОТО ВОЛЫНСКОГО ФОТОКОРА МАРКА КЛЕЙНЕРМАНА, КОТОРЫЙ ДАВНО ЭМИГРИРОВАЛ В ШТАТЫ, ИВАН МИКОЛАЙЧУК С РУШНИКОМ, КОТОРЫЙ В ПОКАЗАТЕЛЬНОМ РАТНЕВЕ ЕМУ ВРУЧИЛА ГЕРОЙ СОЦТРУДА ГАЛИНА БЕРЕЗА. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА НАДПИСЬ НА РУШНИКЕ: РУШНИК УКРАИНСКИЙ, А НАДПИСЬ — НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ: «С ДОБРЫМ УТРОМ!» ПРИМЕТА СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ...

Этому событию — уже 26 лет. И произошло оно в такой же жаркий июньский день, как и ныне. На своем месте — в подвале в центре Луцка — и самодеятельная народная киностудия «Волынь», и ее руководитель — заслуженный работник культуры Украины, известный кинолюбитель Борис Ревенко. Здесь еще до сих пор есть кресло, в котором сидел Иван Миколайчук, стол, на котором он... танцевал чечетку, и большой портрет актера на стене. Борис Ревенко вспоминает, что этих портретов было три. Один забрала жена Миколайчука, а другой выпросили в музей в когда-то показательном советском селе Ратнив, где тоже побывал актер. Писал их художник с фотографии, однако, как яростный противник курения, изобразил своего героя (который курил, прикуривая одну папиросу от другой) без зажатой между пальцами сигареты.

На Волынь знаменитый режиссер и актер прибыл, чтобы найти здесь натуру для съемок своего будущего фильма «Екатерина». Он должен был рассказывать о первой волне украинской эмиграции. Соавтором ленты должна была быть режиссер из Франции Элиан Сабате.

— Она рассказывала, что в какой-то газете вычитала трогательную историю волынянки Екатерины Ясенчук, — вспоминает Борис Ревенко. — Эта женщина попала в Америку, не зная языка, и в магазине потеряла своего маленького сына. Ее горе приняли за безумие, закрыли в спецбольнице, где она пробыла... несколько десятилетий. И только когда в эту клинику случайно пришел на проверку инспектор, этнический украинец, который знал наш язык, драма Екатерины стала понятной. Фильм должен был быть из двух частей: из черно-белой, которая рас сказывала бы о ее мытарствах, а с визита инспектора в больницу начиналась цветная.

В газетной публикации говорилось о том, что Екатерина была «родом из села под Луцком». Более конкретной информации не давалось. Но Миколайчуку, как и Элиан Сабате, очень хотелось отыскать если не это село, то, по крайней мере, правдивую натуру. На киностудии же «Волынь» в то время уже снимали поэтические, как говорит Ревенко, фильмы о самобытных волынских селах. Одну из картин — «Карпиловские вечерницы» — Борис Павлович снял в самом сердце волынского Полесья. Мы садимся с ним перед экраном телевизора, и смотрим то же, что в далекий июньский день показали и Ивану Миколайчуку. Хаты под камышом, люди в лаптях и национальных костюмах... Когда, после, с этим фильмом Ревенко объехал несколько международных фестивалей, то на каждом удивлялись, не постановочные ли это кадры. Однако в 1982 году, когда он снимал Карпиловку в Камень-Каширском районе, люди действительно по субботам, где-то раз в месяц, и именно в таком виде, еще собирались на вечерницы. Пели, танцевали.

— Их, участников тех посиделок, было где-то десятка три, — вспоминает Борис Павлович. — И только две или три женщины за всю свою жизнь бывали в районном центре: одна — в Луцке, а все другие выезжали разве что в соседние села. Аутентика полная! Я организовал им поездку в Луцк и запись на областном радио, поэтому их песни крутили еще много лет. А фильм в набитом битком сельском клубе должны были показывать одной и той же аудитории по несколько раз, потому что каждый хотел себя разглядеть. Потом одни зрители выходили, другие заходили, и мы опять крутили, крутили...

Тогдашний обком партии предложил Ревенко показать Миколайчуку и Сабате «все имеющиеся волынские фильмы». Миколайчук показался присутствующим довольно нервным, потому что его угнетал недремлющий контроль органов... Даже в работниках киностудии он сначала видел «сексотов», однако нет человека, который бы не раскрыл душу Борису Павловичу. В какой-то момент Миколайчук прошептал ему, что очень устал и хотел бы немного «размагнититься».

— Боже мой, — говорю я ему. — Вон твоя гостиница за универмагом, а киностудия от гостиницы в двух шагах. Дождись, когда твои надзиратели пойдут спать — и к нам, — вспоминает Ревенко.

Гости были очарованы «Карпиловскими вечерницами», и готовы были уже завтра ехать на натуру. Забегая вперед замечу, что этого «органы» не допустили, и, кроме показательного Ратнева с передовым колхозом и двухэтажными домиками, Миколайчука с француженкой никуда не повезли. 

***

 К приему высоких гостей на киностудии готовились. Заметив, что Элиан понравилась черника, которой их здесь угощали, Борис Павлович приказал закупить ее и еще много волынской клубники. Вино и коньяк должны были быть только французскими. Из другой же закуски — только сало, лук, картошка в мундирах. Гуляли до утра, разговаривали только об искусстве. Валерий Белов еще полночи печатал Миколайчуку фотографии из «Карпиловских вечерниц», а Борис Петрович часа в четыре еще направился с Иваном... кататься на роверах по Театральной площади Луцка, вокруг памятника Лесе Украинке. Натешившись общением как ребенок, режиссер и француженка с мужем в пять часов направились ночевать в гостиницу.

После члены киностудии «Волынь» слали письма Элиан в Париж. Но все письма почему-то возвращались с пометкой «Адресат выбыл»... В ту памятную веселую ночь она обещала построить Миколайчуку волынское село под Парижем... Но через два года после визита в Луцк Иван умер.

В 1999 году, на базе киностудии «Волынь», Борис Ревенко с единомышленниками провели первый всеукраинский фестиваль любительских фильмов памяти Ивана Миколайчука. «А далее, как в Украине водится,— говорит Ревенко,— денег на такой фестиваль уже не находилось...» Этим летом лента «Карпиловские вечерницы», которая так очаровала Миколайчука, поехала на фестиваль его памяти в Черновцах.

КСТАТИ

Первый и «Культура» покажут спецпрограммы к 70-летию Миколайчука.

Накануне и в день юбилея Ивана Миколайчука украинские телеканалы будут транслировать специальные фильмы и программы, посвященные талантливому актеру, который создавал шедевры украинского кинематографа.

15 июня Первый Национальный покажет документальный фильм «Семидесятники» (цикл программ об украинских режиссерах, работы которых вошли в список шедевров украинского и мирового кино; так случилось, что их творчество в основном приходилось на период семидесятых годов), а также художественный фильм Сергея Параджанова «Тени забытых предков», в котором Иван Миколайчук сыграл главную роль,.

На канале «Культура» в программе «Василий Витер. Ретроспектива» будет показан фильм «Иван Миколайчук. Тризна». Эта лента создавалась более чем 20 лет назад на студии «Укртелефильм» и стала первым документальным фильмом об Иване Миколайчуке. Об истории создания фильма «Иван Миколайчук. Тризна» расскажет режиссер ленты Василий Витер. Программа выйдет в эфире канала «Культура» в пятницу, 10 июня, в 21.00 и в субботу, 11 июня, в 10.00. Повтор программы — 15 июня в 21.00 и 22 июня в 10.00.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать