Чтобы выжить, человечество должно преодолеть свою разобщенность

Эта мысль, заложенная в Нобелевской лекции Андрея Сахарова «Мир. Прогресс. Права человека» еще в 1975 году, сегодня по-прежнему актуальна. А может — именно сегодня особенно актуальна. И для всего мира. И для нашей страны. О том, почему общество до сих пор не услышало и не расшифровало идеи Андрея Сахарова, размышляют эксперты «Дня» накануне 90-летнего юбилея академика.
Как должен вести себя, по советским понятиям (да и сегодняшним тоже, положа руку на сердце!), трижды Герой Социалистического Труда, академик в 32 года, человек, внесший особо весомый вклад в создание оборонного щита сверхдержавы (конкретно — в работы по водородному и атомному оружию), принадлежащий к высшей, избранной, «закрытой» касте государства? Очевидно — прежде всего благодарить власть за исключительные почести; даже если у него имеется «особое мнение» по ключевым вопросам развития страны и мира — не обнародовать его, а, в крайнем случае, излагать в «закрытых» докладных записках на имя высшего руководства (предел дозволенного!); если же ответа не последовало или же этот ответ сводится к жестким политическим обвинениям («враг», «антисоветчик») — замолчать раз и навсегда, ибо кому же не дороги благополучие, карьера, свобода и сама жизнь?!
Академик Андрей Дмитриевич Сахаров, 90-летие со дня рождения которого будет отмечаться в России (как именно — это станет индикатором реальной ситуации в этом государстве) и многих странах мира, не бросал вызов системе — слишком это пафосные слова для его характера. Он просто отказался следовать (иначе не мог!) вот этим неписанным правилам, в тысячу раз более действенным, чем сама писаная Конституция СССР. Когда Сахаров приходил к убеждению, что проводимая советскими лидерами политика в той или иной сфере порочна, — он вначале тоже писал секретные письма вождям. Так, в 1962 году он направил Хрущеву послание, где настаивал на немедленном прекращении испытаний ядерного оружия; тот реагировал в истинно тоталитарном духе: «Сахаров — известный физик, но пусть он не лезет не в свое дело!» — вот с этого момента и начался диссидентский путь Андрея Дмитриевича. Затем полагалось замолчать — «не лить воду на мельницу Запада». Сахаров поступил как раз наоборот — начиная с 1968 года, стал публичным (!), вскоре всемирно известным мыслителем, гуманистом, защитником свободы слова и мысли, прав человека вообще. Поразительно, что он рос и формировался в обществе, где конформизм стал способом выживания (но зато семья физиков-педагогов сохранила дух старой интеллигенции!).
Нас, откровенно говоря, не менее, чем биография Сахарова (желающие могут ознакомиться с содержательной книгой Геннадия Горелика, выпущенной московским издательством «Вагриус» в 2004 году), должен интересовать сейчас иной вопрос: почему практически во всех странах постсоветского пространства, в Украине и России в том числе (за исключением стран Балтии и в какой-то степени Грузии, то есть именно тех государств, которые кремлевское руководство и «преданные ему» журналисты регулярно именуют «фашистскими»), не востребованы идеи Андрея Дмитриевича, его наследие, практически не прочитан его призыв к нам? В чем же дело, почему общество не может (а похоже, и не хочет: влияние массовой культуры в ее наиболее дебильном «формате» сказывается, и это процесс отнюдь не спонтанный и не стихийный, а отчетливо управляемый) «расшифровать» это послание?
Один из достаточно обоснованных вариантов ответа: мы все эти 20 лет жили и продолжали жить — вследствие привыкания не все даже замечают это! — в «советском мире», а следовательно (это неизбежность!) — в «русском мире». Не в «русском мире» Герцена, митрополита Филиппа Колычева, бросившего вызов самому Ивану Грозному, Антона Чехова, Сахарова или Льва Толстого — но в «русском мире» Сталина, Андропова, Аракчеева и Столыпина... И только очень наивный человек может признать случайным тот характернейший факт, что из всех республик бывшего Союза только в Украине высший законодательный орган до сих пор сохранил прежнее советское название — Верховная Рада (даже в Беларуси с ее своеобразными политическими порядками парламент давно уже сменил старую «вывеску»), а администрации главы украинского государства вот уже 20 лет работают в здании прежнего ЦК Компартии УССР, и никуда оттуда переезжать не собираются. «Говорящая» символика, однако...
То есть, возобладал советский образ мышления, неотделимый от самых разнообразных форм обмана и самообмана, если сказать прямо — лжи. Все прочие «прелести» современного постсоветского украинского общества (и тотальная коррупция, и нищета, и бандитизм, и латиноамериканское социальное расслоение, и политические интриги, когда прокуратура выполняет роль «бультерьера власти», и издевательства над свободой слова и мысли, когда формально все это вроде бы есть, но...) являются неизбежным и закономерным следствием глобальной, всепроникающей лжи, против которой в свое время поднял голос Сахаров. Все остальное (и уродливая «ваучерная» приватизация 1992—1994 годов, разделившая общество, и явная интеллектуальная деградация правящего класса, и политико-экономическое бесправие рядовых граждан, и много другое) есть лишь производное от главного явления: социум Украины не смог и не захотел освободиться от лжи.
Происходит и явная «атомизация» общества (которая, кстати, исключает свободное развитие человеческой личности, за которое ратовал Сахаров, и это не парадокс!), ибо люди в большинстве своем еще не осознали, что, кроме сугубо персональных, у них есть общие интересы; и «локальные», конкретные, местного уровня, и общенациональные, потому что просто становится нестерпимо стыдно за страну. Нам, как воздуха, не хватает того чувства, которое гениально выразил в 1905 году Иван Франко:
«Від сорому,
який нащадків пізніх
Палитиме, заснути
я не можу!».
Андрей Дмитриевич Сахаров был воплощенной Совестью. И благодаря этому стал Человеком на все времена.
Выпуск газеты №:
№85, (2011)Section
Панорама «Дня»