Чужие или другие?
Нынешней осенью в западном кино — по крайней мере, такое создается впечатление — началась украинская экспансия: вышли фильмы, так или иначе касающиеся нашей страны, но снятые в США, Великобритании, Австрии. Причины — отдельный вопрос; сейчас более интересно то, как там изображены украинцы.
Речь идет о пяти картинах: «Это свободный мир» патриарха британского социального кино Кена Лоуча, свежий французский боевик «Перевозчик-3» с Джейсоном Стэтхемом в главной роли, «Импорт/Экспорт» австрийца Ульриха Зайдля, «Грязь и мудрость» поп-дивы Мадонны, новый фильм о Бонде «Квант милосердия». Разделить их можно на фильмы, где Украина и украинцы является частью сюжета, и фильмы, где все ограничивается лишь участием наших исполнителей. К последним принадлежат «Квант милосердия» и «Грязь и мудрость». Уроженка Бердянска Ольга Куриленко, — своего рода альтер-эго агента 007, тоже со своей местью и своими шрамами от прошлого. Видимо, режиссер взял ее как типаж, который сработал уже в развязке: наиболее убедительно Ольге удалась та ярость, с которой только и можно мстить. Что касается бывшего киевлянина, лидера залихватской рок-группы «Гоголь Борделло» Евгения Гудзя, то он в фильме Мадонны исполняет роль эмигранта из Украины по имени Андрей, музыканта и стихийного философа, по сути — играет самого себя, поэтому смотреть на Евгения, натуру артистичную, остроумную, в любом случае интересно.
В «Перевозчике» мрачный мачо (Джейсон Стэтхем) сопровождает дочь украинского министра Валентину (Наталья Рудакова) из Марселя в Одессу. Перевозку контролирует мафия; Валентина — особа довольно беззаботная, любит развлечения с поистине славянской широтой, но, когда ее называют русской, возмущенно отвечает: нет, украинка. Конечно, у героя Стэтхема из-за нее куча опасных забот.
«Импорт/Экспорт» частично снят на Донетчине и в Ужгороде. В роли медсестры Ольги, которая ищет лучшей жизни за границей, — Екатерина Рак (Николаевский драмтеатр). Остальные актеры — в основном непрофессионалы: в сценах в больнице снимали действительно немощных пациентов. И здесь ответ тем, кто может обвинить режиссера в преднамеренном очернении Украины. Для Зайдля нет принципиальной разницы между Востоком и Западом. В Австрии он выбирает для съемок этот ужасный хоспис, в Словакии — цыганское гетто, в Украине — заброшенную промзону, а главным героем с западной стороны делает настоящего безработного Пауля Гофмана. Зайдлю важно показать мир, неуютный в любой точке.
Лента Лоуча рассказывает о сотрудницах рекрутинговой компании Энджи и Роуз, чей бизнес быстро превращается в беспринципную погоню за деньгами. Название «Свободный мир» — горькая авторская ирония, ведь равенство возможностей становится настоящим адом не только для тех, на ком наживается Энджи, но и для нее самой: она превращается в жестокую фурию, сознательно обманывающую гастарбайтеров из Украины и Польши, торгующую их жизнями. В финале смотреть в глаза очередной жертвы Энджи, немолодой украинки Людмилы, просто невыносимо.
Таким образом, Украина четко прописалась в западном сознании, наши актеры становятся все более востребованными во все более серьезных проектах. В конце концов, украинец в западном фильме — это исполнитель яркого эпизода, это жертва тяжелых обстоятельств и борец с ними, это человек, который знает цену и грязи, и мудрости, — не чужой, а просто иной: новый обитатель нового мира, которому есть что сказать после столетнего молчания.
Выпуск газеты №:
№225, (2008)Section
Панорама «Дня»