Чужой среди своих
Политизация угрожает единству общества![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20060719/4118-2-2.jpg)
Появление политических партий в жизни нашего общества обусловлено естественным порождением борьбы различных финансово-промышленных групп за власть. Многие люди искренне душой и телом отдаются во власть партийных призывов. Вместе с тем именно из-за партийной принадлежности, а точнее партийных структур, идет утрата всеобщих уз, что угрожает единству общества, а как следствие — и его благополучию. Человека вынуждают почувствовать себя бессильным и незначительным, его приучают мысленно переносить все свои силы на вождя, партию, которым он должен подчиняться и которых он должен обожать. Президентские и парламентские выборы 2004 — 2006 гг. продемонстрировали, что политическая структура украинского общества состоит уже из многих разных автономных групп, партий, организаций, которые находятся на разных идеологических платформах и в жесткой конкурентной борьбе. Политическая борьба в Украине разъединяет людей из-за столкновений разнообразных взглядов, мыслей, идей и концепций. Деление страны по линии Запад-Восток, по моему мнению, уходит в прошлое, поскольку сегодня актуальным является взаимопроникновение идей по всей Украине. В разных регионах страны могут найти своих приверженцев НСНУ, БЮТ, КПУ, СПУ, ПР, Виче и т.п. Их количество может быть незначительным, но в сумме они составляют уже не единое или двухполярное (двухцветное) общество, как это было в 2004 г., а мелкие изолированные друг от друга группы. Нас сегодня разделили уже не условные границы, не конфессиональные, языковые и другие различия, а люди — наши «харизматические лидеры». Складывается ощущение очередного, но уже идеологического, закрепощения украинцев «новыми» магнатами. Члены украинского общества принадлежат разным персонифицированным социальным группам и партиям — такова реальность, таков диагноз нашему обществу.
После выборов была надежда, что все как-нибудь нормализируется, и люди в одном едином порыве будут обустраивать страну, но остались победители, а также побежденные — обиженные, оскорбленные и униженные. Одна часть общества начинает руководствоваться принципом «чем хуже, тем лучше», надеясь, что в результате чьих-то экономических просчетов ухудшится социально-экономическая ситуация, рассчитывая на скорейший приход к власти своих кумиров. Другая же часть общества их осуждает и считает врагами. На наших улицах люди улыбаются одним и хмуро смотрят на других — все зависит от идеологических элементов на вашей одежде или автомобиле. Последние события в стенах парламента уже после выборов, а именно обострения политической борьбы с постепенным переходом противостояния на улицы, в трудовые коллективы и наконец в квартиры, могут свидетельствовать, что украинское общество обречено еще долго находиться в состоянии войны «всех против всех». Партийная борьба, по словам философа Владимира Соловьева, не может быть справедливой, поскольку она принуждает видеть все в белом цвете на своей стороне и все в черном — на стороне противника, а такого равномерного раздела цветов не бывает и не будет по крайней мере до Страшного суда. Одни оправдывают действия своего лидера, хотя они и могут быть аморальны и преступны — он ведь свой, — и осуждают действия чужого лидера, хоть он и совершает правильные и оправданные поступки — он ведь чужой. Все это называется партийным принципом, суть которого — предвзято относиться к происходящим событиям.
В результате борьбы за политический успех потерпели крушение общественные и нравственные нормы обыкновенной человеческой солидарности; значимость жизни свелась к стремлению быть первым в конкурентной борьбе. Более всего беспокоит исчезновение моральности основ межличностных отношений, безусловного и абсолютного признания другого человека. Сегодня можно наблюдать, что в нашем обществе преимущественно дружеские отношения складываются не на основе личной симпатии или влечения, а определяются членством в партии или общностью идеологических взглядов. В результате такого подхода из-за политических, идеологических расхождений и противоречий утрачивается значение добрососедских, родственных, дружеских отношений. В свою очередь, это влияет на отношение человека к человеку: презрение, неуважение, пренебрежение становятся нормой внутренних ощущений человека, что, свою очередь, сказывается на социальном взаимодействии людей друг с другом, утрачивается практика взаимопомощи, сострадания, милосердия, — это происходит вне зависимости от региона.
Политический конфликт охватил практически все уровни отношений людей в нашем обществе: от политических конфликтов в государстве и на межгосударственном уровне до конфликтов в быту. Особенно это проявляется в семье, где камнем раздора стали политические симпатии или антипатии членов семьи к тому или иному политику, партии или внешнеполитическому курсу. В таких условиях политической вражды трудно рассчитывать на соболезнование или сострадание друг к другу, тогда как из нас делают разных людей и внедряется мысль, что это свои, а это чужие. В таких условиях мы не только теряем историческую возможность связать Украину по вектору Запад—Восток, мы теряем возможность ее склеить на уровне межличностных отношений.
Полагаю, главная задача Украины — не борьба против того или иного политического режима, а смена общественной системы в целом. Этого можно достичь смещением акцентов от сегодняшней политикоцентрической ориентации человека и общества в сторону обыденности и практики повседневности, на которые в Украине уже традиционно в последнее десятилетия не обращают внимания ни власть, ни оппозиция. Власти и оппозиции необходимо прекратить непрерывно сотрясать повседневный быт общества, вовлекая его в политическую борьбу, а способствовать его относительной самостоятельности. Значимость повседневной сферы трудно переоценить, поскольку она способствует индивидуальной адаптации человека к материальному и духовному строю жизни, обеспечивая физический и психологический комфорт, формируя ценностные ориентации и определяя коммуникативные приоритеты. Важную роль в этом играет семья, которая и так изрядно пострадала от социально-экономических изменений в государстве. Вместе с тем повседневность влияет на различные сферы социальной жизни, являясь реальным контекстом экономики и политики, науки и техники, религии. И если повседневность будет пронизана политической и конкурентной борьбой, то незамедлительно может негативно отразиться на традициях, культуре быта, способе и качестве жизни, которые являются существенными элементами динамики любого общества. Отделение сферы обыденности от политики, и выстроенное в соответствии с реальным миром повседневной человеческой деятельностью сможет сохранить общество от частых разрушительных по своему характеру смен политических режимов и политических систем. Это лучшая альтернатива слиянию идеологизированных оппозиционных и властных структур, порождающие конфликтный общественно- политический организм, с новой иерархией социальных псевдоценностей, таких как «кто не с нами, тот против нас» и «цель оправдывает средства». Необходимо деполитизировать социальные отношения, прагматизировать политику и тем самым дать возможность людям быть людьми а не перефразируя Аристотеля — «политическими животными». Деполитизация не означает появления аполитичности. Аполитичность — такая же негативная крайность как и политизация, в отличии от нее деполитизация предполагает только лишь приоритет повседневных личностных отношений над сугубо политическими. Как один из способов деполитизации украинского общества можно рассматривать культивирование такой важной составляющей повседневности, как межличностные связи. Позитив межличностных связей предполагает систему духовных отношений. Их основу составляют способность выйти за собственные рамки, умение принять позицию другого человека, великодушно взять ответственность за его судьбу, разделить его радости и горе. В данном случаи особое значение следует придавать жизненной практике, а не идеологическим установкам. К примеру, для формирования межличностного контакта следует придавать решающее значение отношениям, складывающимся между людьми в небольших сообществах, через организацию повседневного общения людей в малых сообществах по месту жительства — церковь, школа, клубы, группа соседей и т.п. Это позволяет людям с самыми разными и часто противоположными друг другу убеждениями жить вместе в терпимости, толерантности, не опасаясь того, что им придется следовать по «правильному пути», провозглашенному той или иной группой лиц или партией. Индивид, отдавая обществу свои лучшие силы, невзирая на партийную и идеологическую принадлежность, и получает от него силы, намного превышающие его собственные, поскольку ему отвечает совокупная одухотворенность общества. По моему мнению, такая стратегия развития общества позволит закрепить такой социальный порядок, который позволит общечеловеческим ценностям доминировать над политическими, идеологическими предпочтениями, но и над узкоконфессиональными, национальными и региональными различиями. Это будет гарантировать обществу политическую стабильность и как следствие — экономическую, что хотя бы временно даст возможность обществу самоопределиться и выбрать жизненные ориентиры.
Владимир СЕЛЕВКО, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры политологии и истории Национального аэрокосмического университета им. М. Жуковского (Харьковский авиационный институт)
Выпуск газеты №:
№118, (2006)Section
Панорама «Дня»