Цитата «Дня»
Предлагаем читателям несколько фрагментов из последних интервью Вацлава Гавела
«Я думаю, что российская внешняя политика весьма изощренна. И именно поэтому надо вести себя особенно осторожно, потому что Кремль может втихаря шантажировать отдельные страны. Но, сказав это, должен заметить, что самое главное все-таки — чтобы если отношения Запада с Россией будут дружественными, они должны быть также открытыми и искренними. В противном случае ни о какой дружбе речь идти не может. А это значит, что надо иметь возможность открыто говорить обо всем и на встречах, и на конференциях. Не должно быть такого, чтобы из-за нефти, газа и других экономических причин мы не могли обсуждать открыто убийство журналистов в России, подавление прав человека и все другие настораживающие явления, которые всплывают на поверхность. Это большая проблема, но такая же проблема возникает в отношениях Запада с арабским миром. Эта дилемма состоит в том, как сбалансировать конкретные экономические интересы с критическим мнением в отношении состояния прав человека. Ведь от этого страдают права человека, а это — слишком большая цена».
«Человеческие ценности всегда должны иметь приоритет перед прагматическими отношениями... Я не уверен, что мы должны вернуться к религиозным ценностям прежде всего потому, что религий в мире несколько. Как отдать предпочтение одной из них? Но что я знаю точно — это то, что современная цивилизация потеряла чувство вечности или бесконечности. Мы смотрим на краткосрочную перспективу. Обсуждаем только те вопросы, которые нас коснутся завтра и в ближайшее время, 10—15 лет. А что будет с нашими потомками через 100 лет, нас уже не волнует. Это плохо».
«Думаю, что российское общество ведет борьбу с самой жесткой из всех известных форм посткоммунизма, с этакой особенной комбинацией старых стереотипов и новой бизнес-мафиозной среды. Возможно, политологи найдут связь сложившейся в России ситуации с нынешними арабскими революциями, но лично я слышу в происходящем прежде всего эхо крушения «железного занавеса», отзвук политических перемен 1989—1990 годов.
Поэтому я уверен, что необходимо, в первую очередь, убедить граждан России в том, что режим, который преподносится им под видом демократии, никакой демократией не является. Этот режим отмечен лишь некоторыми — крайне формальными — приметами демократии.
Не может быть и речи о демократии до тех пор, пока власть оскорбляет достоинство граждан, подминает под себя правосудие, средства массовой информации и манипулирует результатами выборов.
Но самой большой угрозой для России было бы равнодушие и апатия людей. Напротив. Они должны неустанно добиваться признания и соблюдения своих прав и свобод. Оппозиционным структурам следует объединиться, сформировать теневое правительство и разъяснять свою программу людям по всей России.
Оппозиции следует создать влиятельные правовые институты для защиты граждан от полицейского и правового произвола.
Оппозиция должна обратиться к соотечественникам, которые на личном опыте убедились в действенности демократических свобод на Западе, с призывом вспомнить о своих корнях и поддержать развитие гражданского общества на родине».
Выпуск газеты №:
№232, (2011)Section
Панорама «Дня»