ДАЕШЬ информатизацию!
Государство еще не может, а школы — еще не хотят![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20011123/4215-6-1_0.jpg)
Масштабы процесса внедрения новейших информационно-комуникационных технологий в сферу образования и школьную систему, в частности, охарактеризовал в своем выступлении директор Международного научно-учебного центра ЮНЕСКО информационных технологий и систем НАНУ Владимир Гриценко. Особенно он подчеркнул наличие множества аспектов, которые необходимо учитывать при разработке такого проекта. Во-первых, речь шла о повальной информационной безграмотности в сфере образования, которая, в свою очередь, обусловлена незнанием информационных технологий. Как говорит В. Гриценко: «Школьник должен располагать знаниями и умениями поиска информации; он должен уметь анализировать и использовать полученную информацию, оценивать ее достоверность». Но проблема информационной культуры школьников просто меркнет на фоне «запущенности» в этом смысле учителей. Очень часто из всего преподавательского состава школы о том, как пользоваться компьютером и, тем более, Интернетом, знает только учитель информатики. В особенности это касается провинциальных школ, где компьютеры если и есть, то морально устаревшие, а выход в Интернет невозможен, в принципе. (Кстати, устаревшую во всех отношениях компьютерную технику школы, не смотря ни на что, должны указывать в своих отчетах органам управления образования, отсюда баснословный и откровенно фальшивый показатель Минобразования по оснащенности учебных заведений компьютерами — 72%). Выступая, В. Гриценко указал на необходимость создания единой для всех школ образовательной среды — единой информационной системы, а также современных информационных и коммуникационных структур, рассчитанных на школы.
В ходе дальнейшего обсуждении концепции информатизации выяснилось, что она объединила не только идеи обеспечения компьютерами учебных заведений и подключения их к информационной сети, но и другие проекты: выпуск электронных учебников, создание виртуальных методических объединений по направлениям, создание образовательной службы информации (наподобие Интернет-магазина), внедрение дистанционного обучения для учителей школ (чтобы учитель, не выходя из своего кабинета, мог повышать свою квалификацию) и так далее. Особенное внимание привлекла идея создания современного всеукраинского школьного Интернет-портала «Рідна школа», который бы вмещал всю информацию, касающуюся школ, и мог бы реферировать пользователя на любой из нужных сайтов. Эта идея касается, в первую очередь, отсутствия структуризации «школьных» веб-ресурсов. С такой проблемой уже столкнулись школы — в основном, столичные — имеющие доступ к Интернету. Работа учеников с Интернет-информацией зачастую сводится к, так называемому, веб-серфингу — беспорядочному «перескакиванию» со страницы не страницу, несистемному поиску информации. Как один из вариантов решения проблемы директором информационного центра ELVisti (компания, занимающаяся реализацией проекта «Интернет — всем киевским школам») Олегом Григорьевым была представлена компьютерная программа, созданная специально для облегчения поиска информации в сети.
В общем, масштабы информатизации действительно велики, и трудно делать какие-либо прогнозы, находясь на критическом этапе процесса. Трудно говорить об использовании информационно-коммуникационных технологий в школе всеми учителями-предметниками, а не только учителями информатики, поскольку программного обеспечения для проведения уроков, к примеру, биологии или английского языка на компьютере не существует вообще, заявил сотрудник института усовершенствования учетелей им. Гринченко Александр Козленко. Трудно говорить об информационной культуре работников образования, когда в ходе дискуссии вдруг звучит вопрос: «А что будет, если Microsoft отключит Украине Интернет?..» И уж совершенно неуместны разговоры о расширении информатизации, когда сотрудник Министерства образования во время заседания вполне серьезно опасается, опасается, что с нашими учителями случится такая же «трагедия», как и с западными — «они «зациклятся» на компьютерной работе и потом не смогут работать по-другому».
Выпуск газеты №:
№215, (2001)Section
Панорама «Дня»