Данте в гостях у Шевченко
Представлено уникальное исследование образов из «Божественной комедии»
Событием в украинской культурной жизни и «научным подвигом» называют искусствоведы выход в свет титанического труда известного художника Ольги Петровой «Комедія» Данте Аліг’єрі. Мистецький коментар XIV—XX ст.» Книга и выставка работ известных графиков и иллюстраций Средневековья (репродукции) была представлена в Национальном музее Тараса Шевченко под старинную музыку европейських композиторов, которую исполнил Ансамбль древней музыки под руководством Константина Чечени.
Исследование О. Петровой уникально тем, что кроме обстоятельного анализа вмещает 370 иллюстраций, фресок, живописных и скульптурных изображений, которыми в течение шести веков (с XIV по XX) откликнулись художники на известное произведение талантливого флорентийского поэта Средневековья.
— Работа над этой темой началась еще в 1970-х годах, — рассказала «Дню» Ольга Николаевна, — и выросла она из диссертации. Темой Данте я заинтересовалась сначала как художник. А после окончания Львовского графического училища такие титаны, как Григорий Кочур, Николай Лукаш, Иван Драч предоставляли мне материал для работы. В течение 1972—1974 гг. я создала серию графических работ, а когда они были опубликованы Дмитрием Павлычко в журнале «Всесвіт», то в идеологическом отделе ЦК КПУ заметили, что мои работы — «сюрреализм и этой художнице нельзя давать работать в Украине». Попав в «черный список», я осталась без хлеба, а поэтому зарабатывала, работая иллюстратором. Поняв, что в Украине мне трудно работать и жить, уехала в Москву в Институт искусствоведения Министерства культуры, где в то время собрались самые прогрессивные искусствоведы бывшего СССР. Там я написала диссертацию, но она достаточно долго пролежала на полке. И так продолжалось около тридцати лет... А я еще дорабатывала работу по Данте, пока не познакомилась с профессором, директором Итальянского института культуры Николлю Франко Баллони. Именно он, увидев иллюстрации и рукопись, сказал, что по этому материалу нужно написать книгу. С его легкой подачи эта работа через два года была закончена, а Итальянский институт культуры выступил спонсором издания.
Книга — двуязычная: украинско-английская, перевод сделал Андрей Куликов.
— Прослеживая жизнь Данте в искусстве с XIV по XX век, я пришла к выводу, что Данте современен и в наши дни, что все нынешние распри были и во Флоренции в XIV веке, — говорит автор. — Он очень поэтический, патриотический, напряженный собеседник и тот, кто касается этой личности глубоко понимает это.
Особая заслуга Ольги Петровой в том, что она включила в анализ мировых трактовок образов «Божественной комедии» XV века («Сиенский кодекс», «Урбинский кодекс 365») и пространный «Славянский блок» — иллюстрации художников Украины, Польши, Чехии, России. О значимости данной работы свидетельствует еще и тот факт, что работа выдвинута на соискание Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко.
— Исследование Ольги Николаевны — это не простая дань любви автора к средневековому поэту, это создание европейской культуры в Украине, — убеждена преподаватель Римского университета «Ла Сапьенца», Института литературы имени Т. Шевченко НАН Украины Оксана Пахлевская. — Важно то, что чем шире именно это пространство культуры, тем меньше места для орды поработителей. Это пространство тяжело создается, потому что должно отвоевываться в других пространствах.
Когда-то «забракованные» советской цензурой графические роботы из серии «Божественной комедии» Ольги Петровой, сегодня можно видеть на выставке в Национальном музее Тараса Шевченко. Стоит отметить, что в бурные 1970-е ее иллюстрации экспонировались во Флоренции и высоко оценены итальянцами на уровне Папы Римского. Рядом экспонируются и работы украинских граверов, среди них — Наталия Алексенко, которая выполнила дипломную работу в 1997 году как проект оформления «Божественной комедии». На выставке представлены также и работы Григория Гавриленко. Он в 1965 г. по заказу Николая Бажана тушью и пэром выполнил цикл иллюстраций «Vita Nuova» Данте. Работы интересны тем, что художник отходит от натуралистичности и выполняет иллюстрации в плоскостной фресковой манере. Заслуживает внимания российский график-иллюстратор Михаил Пиков — ученик Владимира Фаворского. В 1961 году он выполнил особые по пластике и мастерству построения композиции 99 гравюр на дереве к трем главам «Комедии», эти авторские отпечатки впервые экспонируются в Украине.
Выпуск газеты №:
№14, (2010)Section
Панорама «Дня»