Дефицит ...честности?
Разыскиваются семь миллиардов для бюджета
ЗАКОН ПО ДОГОВОРЕННОСТИ
Прежде всего, неготовым воплощать в жизнь инициативы парламента в полном объеме оказался Кабинет Министров. Напомним, что законодательно с 1 января 2003 года минимальная зарплата установлена в размере 185 грн., а с 1 июля — 237 грн. в месяц. Поданный на рассмотрение парламента правительственный законопроект о внесении изменений в бюджет-03 предлагает ограничится повышением до ста восьмидесяти пяти гривен и только. После того, как доходную часть бюджета «надули и поделили», обосновав происходящее ростом ВВП и изменениями в налоговом законодательстве, такого развития событий следовало ожидать.
Вполне очевидно и то, что обнародованные на днях оперативные данные Государственного казначейства о восьмидесятипроцентном выполнении расходной части бюджета в январе (ассигнования профинансированы в объеме 2351,7 млн. грн.) отнюдь не указывают на легкость, с которой Кабмин выполняет уже запланированное. Тем более, что расходы на обслуживание государственного долга за месяц составили 94,4 млн. грн. (в том числе по внешнему — 86,2 млн. грн.) — вдвое меньше, чем было предусмотрено временным бюджетным расписанием. Это, учитывая активные переговоры Украины с внешними кредиторами, правительству абсолютно некстати.
Повышать минимальную зарплату сгоряча в таких условиях — это вам не расходы бюджета за одну ночь согласовать. Вряд ли потенциальные избиратели войдут в положение и оценят задержки по выплатам зарплаты. Зато Юлия Тимошенко, в таком случае, вполне может вспомнить свои предложения извлечь дополнительные бюджетные ресурсы из закромов силовых ведомств. А Петр Симоненко и Александр Мороз — как они вместе с Юлией Владимировной обнаружили технические нестыковки в текстах утвержденного Верховной Радой и поданного на подпись Президенту бюджетов- 03. Потом правительству можно будет сколь угодно долго объяснять необоснованность таких претензий: электорат это оценит по-своему.
«В таком формате вряд ли удастся выйти на согласованный законопроект без принятия политического решения во время встречи лидеров фракций с премьер-министром относительно размера минимальной заработной платы», считает П. Порошенко. И он, видимо, не далек от истины. Для того, чтобы выполнить самим же парламентом принятый закон, нужно, еще, оказывается политическое решение.
ПИАР-СКЛЕРОЗ
Вторая официальная причина, по которой могут отсрочить рассмотрение изменений в бюджет с целью повышения минимальной заработной платы, — отсутствие дифференцированного подхода к ее начислению. Как это ни странно, но реальная система тарифных соотношений в утвержденном Верховной Радой законе, призванном облагодетельствовать рядовых граждан поэтапным увеличением минимальной зарплаты, попросту не предусмотрена. А это, между прочим, очень чревато недовольством, скажем, среднестатистических врачей, которые в июле по своему материальному статусу в глазах государства могут быть приравнены к уборщицам. Выйти из положения можно будет, опять же, при помощи дополнительных бюджетных средств, что, как мы уже конечно поняли, и сейчас не очень вероятно. Уже не важно, чем руководствовался парламент, подкладывая правительству «бюджетную утку». Отказываться от повышения минимальной зарплаты Кабинету Министров, как бы там ни было, не к лицу.
«Для частичного решения» проблемы в проекте «О внесении изменений к Закону Украины «О государственном бюджете Украины на 2003 год» правительство нашло только 754,8 млн. грн. Благо, что при подготовке бюджета к третьему чтению «расчетные расходы местных бюджетов уже были увеличены на 1,6 млрд. грн.» Теперь это, следуя тексту документа, вполне может быть использовано как подспорье для повышения минимальной зарплаты, в том числе и за счет местного финансирования.
Проще обстоят дела с калькуляцией у представителей оппозиции. По данным бюджетного комитета, в законопроекте, внесенном депутатами Тимошенко, Симоненко, Морозом, Павловским и Турчиновим, предусмотрены дополнительные поступления от налога на прибыль граждан (следствие увеличения зарплаты) в размере более, чем 1,5 млрд. грн. (менее оптимистичный Минфин рассчитывает на 851 млн. грн.) Помимо этого, П. Порошенко говорит и не соглашается с предложением оппозиции направить на повышение минимальной зарплаты 1,6 млрд. грн. из Пенсионного фонда (следствие увеличения пенсионных отчислений)...
НИКТО НЕ ХОТЕЛ ОТДАВАТЬ
Однако не правы и те, кто считает, что в бюджете Украины денег для этого нет. Нет, смету государства скептики давно и справедливо сравнивают с годовым оборотом крупной компании. Вот только написан украинский бюджет таким образом, что любой финансовый менеджер, ознакомившись с его содержанием, был бы немало удивлен. «День» неоднократно писал о целесообразности траты бюджетных гривен в достаточно сомнительных направлениях. Теперь стоит обратить внимание, за счет чего правительство собирается решить проблему повышения минимальной зарплаты. Справедливости ради, финансовые потоки государства, следуя любому из имеющихся изменений в бюджет, могут привести к интересам их распорядителей. В этом плане правительственный вариант интересен тем, что, скорее всего, он станет реальной основой для этих изменений.
754,8 млн. грн. Кабмин предлагает собрать «по нитке», изменяя расходные статьи некоторых министерств и служб, не затрагивая при этом уже утвержденные «канаты». Итак, 366,8 млн. правительство намерено сэкономить на «развитии и содержании автомобильных дорог» путем «уменьшения нормативов отчислений соответствующих платежей в дорожный фонд с 70 до 55 процентов». Не ясно, кто больше расстроится — «Укравтодор», ГАИ или водители, но то, что за счет владельцев авто будут решать проблемы с зарплатами, выглядит не очень цивилизованно.
На 105,9 млн. грн. уменьшат финансирование «Укрзалізниці». Если у Кабмина все получится, то лечить пострадавших пассажиров железнодорожники будут самостоятельно. А студенты и школьники смогут забыть о льготном проезде (на общую сумму 37,1 млн. грн.). Родителей даже с увеличенной минимальной зарплатой это вряд ли обрадует.
Очереди за лизинговой техникой в АПК вырастут, а Национальной акционерной компании «Украгролизинг» уж точно не понравится, что 95 млн. грн. в расходной статье бюджета ее государство «обнулило». Хотя эти деньги и будут направлены «на повышение минимальной зарплаты служащим бюджетных учреждений АПК и профтехучилищ сельскохозяйственного направления». На 50 млн. грн. пострадает информатизация среднего образования и компьютеризация сельских школ. На 100 млн. грн. — геологическая разведка и развитие минерально-сырьевой базы. Точнее, геологи — на 300 млн., а «минеральщики» — на 200. В пояснительной записке к изменениям общий результат был представлен, наверное, для руководства Минэкологии.
Все вышеуказанное, возможно, и позволит увеличить фонды оплаты труда в отраслях: образование — на 303,5 млн. грн., охраны здоровья — 99,5 млн. грн., науки — 8,7 млн. грн. и прочих. Но вышеуказанное абсолютно не дает ответа на вопрос, почему зарплату, к примеру, военнослужащим, следует повышать в том числе и за счет сокращения расходов на закупку нового оборудования (минус 15 млн. грн. в бюджете) и капремонта военных объектов (минус 1,2 млн.), а не за счет «амбулаторного лечения депутатов» или того же департамента угольной промышленности.
Впрочем, хуже всего то, что в любом случае необходимых 7,3 млрд. грн. (пусть даже в два с половиной раза меньше — если минимум в 185 гривен окажется максимумом) у Кабмина не набирается. П. Порошенко, демонстрирующий в последнее время завидное понимание правительственных проблем, «на ура» встретил предложение оппозиции искать дополнительные поступления за счет сокращения «теневого сектора». А также сообщил, что рабочая группа по поиску дополнительных денег в бюджет активно использует наработки по изменению ставок рентных платежей, акциза на алкоголь и табачные изделия и т. д. Последнее, к слову, по мнению представителей бюджетного комитета, не приведет к повышению розничных цен на эти товары... Это, учитывая неэластичность спроса, например, на сигареты (курили и курить будут), очень странно...
В общем, с государствоенным бюджетом, как всегда: чего больше всего опасаешься, то и происходит. Бюджет с нереальной расходной частью приняли, зарплату невероятным образом повысили... Теперь думають, где взять денег. Будем активизировать работу по борьбе с «теневым сектором», противодействовать «отмыванию» и уничтожать налоговую недоимку? Или менять макроэкономические прогнозы и писать новый бюджет? Следуя практике прошлых лет, скоро, наверное, начнутся разговоры о секвестре. Может, проще было сразу принять честный (по отношению к налогоплательщикам) бюджет, в смысле — не обещать ничего?
Выпуск газеты №:
№32, (2003)Section
Панорама «Дня»