Депутаты пытаются защитить электорат и ... казну
17 марта депутаты парламента в очередной раз ввели мораторий на повышение цен и тарифов. Сделано это было в единственно возможной юридической форме — путем внесения соответствующих изменений и дополнений в закон о ценах и ценообразовании.
В соответствии с ним цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного транспорта и связи, на электроэнергию и природный газ для коммунально-бытовых нужд населения устанавливаются Кабинетом Министров только по согласованию с Верховной Радой. По словам главы Комитета по вопосам социальной политики и труда Евгения Марчука, государственные и негосударственные структуры весь груз наследия рыночных преобразований и инфляционных процессов пытаются переложить на плечи людей. «Действия ВР, направленные на повышение жизненного уровня населения, все чаще наталкиваются на противодействие правительства, Президента, генпрокуратуры, которые не желают становиться на защиту прав миллионов граждан Украины», — отметил он.
Скорее всего, Кучма достаточно оперативно наложит вето на закон о тарифном моратории, принятый ВР.
Учитывая ситуацию, которая сложилась сегодня в ВР, можно прогнозировать, что парламент преодолеет вето главы государства. У Кучмы при таком развитии событий остается один единственный путь: снова обратиться за помощью к «верным друзьям» из Конституционного суда. Весь процесс блокирования исполнительной властью второго моратория ВР займет около месяца. Правда, не исключено, что Кабинет Министров решит вообще не обращать внимания на действия парламента и будет проводить политику «ценовой агрессии». В этом случае, скорее всего, ускорится процесс отставки правительства, который уже достаточно давно идет в парламентских стенах.
Парламент также принял в первом чтении предложенный Михаилом Павловским законопроект «Об основах социальной защиты в условиях экономического кризиса», который, в частности, также предполагает запрет повышения тарифов до погашения задолженностей по соцвыплатам.
Кроме того, по сообщению агентства Инфобанк, депутаты предусмотрели компенсацию потерь от обесценивания денежных сбережений в форме зачетов на погашение задолженности за коммунальные услуги или в качестве расчетов за платную медпомощь. Правда, это касается только пенсионеров, многодетных семей, одиноких матерей, инвалидов первой и второй группы, несовершеннолетних, потерявших хотя бы одного из родителей.
В любом случае пополнение казны за счет повышения тарифов весьма проблематично. Зато количество семей, которые получают субсидии, по предварительным подсчетам Минэкономики, при стопроцентном возмещении населением стоимости жилищно-коммунальных услуг, увеличится на 1 миллион. При этом в качестве субсидий из бюджета придется выплатить населению дополнительно 1,28 млрд. грн. Об этом правительство почему-то не подумало.
P.S. Вчора ВР приняла изменения к закону о пенсионном обеспечении, согласно которому с 1 июля 1999 года минимальный размер пенсии по возрасту составит 55 грн. Минимальная пенсия устанавливается в размере величины черты малообеспеченности.
Артур БИЛОУС (НДП):
— Я считаю, что окончательное завершение процесса либерализации цен на жилищно-коммунальные услуги неминуемо. На самом деле я не думаю, что повышение тарифов больно ударит по населению: те, кто не платил, тот и не будет, ряд категорий граждан получают субсидии, а подъем цен с 80 до 100% не будет очень ощутим для платежеспособных. Но это заставит граждан активней воздействовать на депутатов, особенно местных советов: будет проводиться реформирование жилищно-коммунальной сферы, которая сегодня — монополист. На мой взгляд, проблема нашего кризиса не в том, что мы выполняем требования МВФ, а в том, что непоследовательно выполняем программы Международного валютного фонда, в которых нет ничего плохого, а только оздоровление экономической ситуации. Скандал вокруг повышения тарифов никаким социальным бунтом не чреват, как пугает КПУ. Просто левым необходимо поднимать свой рейтинг такими популистскими выступлениями, а таким, как «Возрождение регионов» — защищать свои корпоративные интересы и живые деньги.
Владимир МОИСЕЕНКО (КПУ):
— Вся кампания с ценами на жилищно-коммунальные услуги преследует цель имущественного перераспределения жилищного фонда. Жилфонд Украины стоит несколько триллионов долларов, и сегодня этим капиталом владеет только государство. Сейчас перед правительством стоит задача поставить на приватизацию не квартиры, а жилье. Именно эту собственность хочет приобрести мировой капитал. А Л.Кучма и правящая элита заинтересованы в том, чтобы люди были выселены из квартир, а перераспределение жилья состоялось по имущественному принципу.
Владимир ФИАЛКОВСКИЙ (ПЗУ):
— Мы приняли поправки к закону о ценообразовании, но я думаю, что даже если Президент и не наложит на него вето, то Конституционный суд его отменит, поскольку это противоречит главному — меморандуму МВФ. Договор между МВФ и правительством подписан, и деньги в значительной степени уже получены. У Президента нет рычагов и аргументов, но у него есть КС и меморандум МВФ. В данном случае никакие контрсоциальные законы ВР не спасут ситуацию.
Выпуск газеты №:
№50, (1999)Section
Панорама «Дня»