Перейти к основному содержанию

Детский «рэкет»,

или Дополнительный налог
17 апреля, 00:00

За прошлый год в детских приютах Украины побывало тридцать тысяч ребятишек. Это дети, оставшиеся без опеки взрослых и, как правило, имеющие живых родителей. Официальная статистика говорит о том, что количество несовершеннолетних, которые бродяжничают и попрошайничают, у нас неуклонно возрастает. Сколько их всего по нашей стране, пока не может сказать никто. Однако известно, что только в позапрошлом году во время проведения рейдов службами по делам несовершеннолетних было обнаружено более шести тысяч беспризорных и около 19 тысяч детей, склонных к попрошайничеству и бродяжничеству. Только за один год к административной ответственности было привлечено 18,5 тысячи родителей, которые своим поведением отрицательно влияли на своих же детей.

Государственный институт проблем семьи и молодежи вчера обнародовал итоги исследования и «нарисовал» социальный портрет современного украинского «ребенка улицы». Портрет составлялся на основе опросов самих детей и получился довольно неожиданным. Как правило, из дома уходят волевые личности, которых объединяет чувство «брошенности» их близкими и государством. Для большинства из них жизнь на улице — обдуманное решение, и совсем для немногих — кратковременный конфликт. Их влечет романтика путешествий, новых впечатлений, знакомств, смена привычной обстановки. Покидают дом даже четырехлетние, идя вслед за братиками и сестричками, а с шести лет такое решение принимается уже вполне самостоятельно. Своим уходом дети протестуют не только против антисанитарии дома (26%), против того, что их плохо кормят и одевают (25%), против асоциального поведения родителей (30%), против жестокого к ним отношения (12%), но и против безразличного отношения к ребятам близких людей (12%). Дети из благополучных семей (менее 10%) уходят из дома из-за конфликтов с родителями, чтобы самоутвердиться. Это происходит в возрасте 12—13 лет (то есть во время кризиса подросткового возраста) и носит явно демонстративный характер по отстаиванию собственной позиции. Например, одна девочка ушла из дому только из-за того, что ей не купили компьютер, так как в доме в этот момент поломался холодильник и деньги ушли на его покупку.

Более половины опрошенных при исследовании детей сказали, что проводят время в основном в компаниях. Это могут быть малые группы (от трех до пяти человек) и объединения до 15 и более детей. Большие группы возникают преимущественно в местах скопления людей — возле больших базаров, железнодорожных вокзалов. Если группа состоит из детей до 14 лет, то лидер имеет привилегии чисто символические. У него находятся общие деньги, и он довольно справедливо распределяет добытое. А вот в группах подростков, которым больше 14 лет, лидерство приобретает яркие авторитарные черты. Руководителю группы больше позволяется: он старается присвоить себе большую часть заработанных группой денег, из украденного оставляет себе лучшее, он карает и поощряет, а вокруг себя формирует круг приближенных. Взаимопомощь оказывается только внутри группы, а «чужаков» не любят и на них пытаются демонстрировать свою силу.

Надежда Комарова, руководитель Центра теории и методики социальной работы Государственного института семьи и молодежи сказала «Дню»: «На улицах больших городов сегодня нет детей, которые бы не работали без прикрытия взрослых. Маленькие попрошайки также отдают собранные средства взрослым людям. В небольших городках и районных центрах дети на улице находятся в более бедственном положении, там они больше голодают. В Киеве же дети улицы иногда заказывают в какое место и что именно из одежды им принести. А излишняя помощь только разлагает». Исследования психологов свидетельствуют о том, что мало кто из детей улицы стесняется своего образа жизни. У них вырабатывается иждивенческое отношение ко всему, они даже не испытывают чувства благодарности за оказанную помощь и их не мучает совесть за совершенные кражи. Своей обездоленностью они оправдывают то, что у благополучных детей отбирают деньги, одежду, избивают их. А друг перед другом они стремятся показать личное превосходство над благополучными сверстниками, потому что, по их понятиям, они владеют высшей ценностью — свободой, не осознавая, что свобода вседозволенности ведет их к деградации личности.

Безусловно, лучшим способом искоренения любой болезни является ее профилактика. Пока у нас только делаются первые попытки наладить работу с кризисными семьями, отрабатывается в ряде пилотных проектов механизм воздействия на семью, при социальных службах для молодежи создаются Кризисные центры, куда могут обратиться как взрослые, так и дети. Непосредственно же с детьми, оказавшимися без опеки взрослых и не желающими менять свой образ жизни, социологи и педагоги учатся работать демократическим образом — создаются центры реабилитации длительного и кратковременного (дневного) пребывания, а также с ними ведется работа прямо на улицах.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать