Дисконты неслучайной дружбы
Передо мной на столе лежит документ Кабинета Министров Украины «Розпорядження від 7 квітня 2001 р. № 133-р», подписанный Виктором Андреевичем. Он называется «Про систему заходів, спрямованих на створення сприятливих умов для розвитку електроенергетичної галузі», и касается каждого гражданина Украины самым непосредственным образом. Его первые два пункта достойны того, чтобы их написали большими буквами и выставили в виде плакатов и пикетов возле штаб-квартиры «НУ».
Кабинет Министров, издав это распоряжение, урегулировал отношения между гражданами — потребителями электрической энергии, ее поставщиками, производителями и государством. Первым пунктом документа, он подтвердил, что поставляющие электроэнергию компании имеют право приостанавливать поставку электрической энергии всем потребителям, которые несвоевременно рассчитываются за нее. А вторым, запретил министерствам и другим органам исполнительной власти всех уровней вмешиваться в деятельность энергопоставляющих компаний, связанную с отключением потребителей от источников энергии. Таким образом, школы, больницы, жилые дома и вообще все без исключения потребители были уравнены в бесправии перед коммерческими структурами, получившими право после приватизации пользоваться так называемым «регульованим тарифом», который регулировал цены в сторону их повышения. Что также было зафиксировано одиннадцатым пунктом злополучного распоряжения № 133-р, как и список тех облэнерго, которым были реструктуризированы долги.
На улицах Киева шла массированная агитационная кампания в поддержку премьера, который не уставал повторять, что Украина процветает, пунктуально возвращает кредиты и так же щедро получает их. А в его кабинете рождались подобные документы в подтверждение его неустанной заботы о «маленьком» украинце.
Конечно, цены на электрическую энергию начинал поднимать не он. Его предшественники тоже не сидели сложа руки. Например, Павел Иванович Лазаренко, совсем незаметно для граждан тоже принял одно решение, согласно которому без изменения методик расчетов расхода топлива были изменены методики начисления оплаты за отопление. В платежи просто включили всю площадь квартир и жилую, и не жилую. Таким способом было обосновано почти тридцатипроцентное увеличение норм расхода газа, мазута и других видов топлива, которые реально израсходованы быть не могли. С этой «правовой» аферы стартовало хроническое, «тихое» и ничем не обоснованное повышение тарифов на коммунальные платежи. Правой рукой Лазаренко в то время была Юлия Владимировна Тимошенко.
Часто спрашивают, что связывает этих двух политиков? Личные, глубокие симпатии и дружба? Вовсе нет. Они совершенно не случайно оказались рядом и в одно время взошли на политический Олимп.
Дело в том, что директивное повышение цен на электрическую энергию привело к тому, что масса финансового потока, направляемого в энергетический ресурс, искусственно была увеличена. Это вызвало неконтролируемую трансформацию энергии в недостающую часть живых денег, за которыми уже не могло быть произведенного продукта. Схемы поставки энергоресурсов стали стратегическим образом влиять на финансовую систему страны и ее разработчики, как по мановению волшебной палочки, заняли ведущие позиции во влиянии на властный и финансовый ресурс государства. Люди, самым непосредственным образом задействованные в реализации этих схем, становились партнерами и соратниками в достижении собственных интересов. Тандем главы Нацбанка с директором крупнейшей и влиятельнейшей газовой компании стал естественным результатом их сотрудничества. А по мере того, как движение средств в энергоотрасли приобретало более сильное влияние на экономику государства, чем чистое движение бюджетных средств, эти две фигуры в политике набирали статус самых значимых.
Глава Нацбанка распоряжался кредитными ресурсами, направлял их в то или иное русло (в тот или иной банк), а глава газовой компании или любой энергокомпании, расплачивался за эти кредиты, используя бартерные или взаимозачетные схемы, позволяющие получать максимально высокие прибыли от торговых операций. Когда Виктор Ющенко возглавил Кабинет Министров, наводить порядок в схемах движения товарно-материальных ценностей и реформировать систему экономических отношений, было уже неинтересно и слишком хлопотно, потому что финансы государства уже почти на треть имели энергетическую природу. Поэтому эффективные схемы движения денег стали основным инструментом решения всех задач. @=> Окончание на 2-й стр.
на приобретение собственности, соответствовали их доходам, доходов граждан — от 850 до 1700 грн.
Кому Ющенко доверил право на монопольное регулирование финансовыми потоками? Единственному человеку, которому доверял и в схемно-графических способностях которого не сомневался. Газовая королева сосредоточила в своих руках все рычаги влияния на энергетические ресурсы государства, а сам премьер стал набирать обороты популярности в мировых финансовых кругах именно потому, что выполнял требования МВФ. И о повышении тарифов на энергию, и о приватизации облэнерго.
Кредиты в Украину пошли, но система стала работать сама на себя, производство развивалось только за счет сворачивания внутреннего рынка и реального падения уровня жизни граждан страны. Это привело к тому, что в результате, люди просто перестали оплачивать энергоресурсы. А правительство Виктора Ющенко, попав в ловушку, созданную собственными руками, решило взвалить ответственность за происходящее на так называемых злостных неплательщиков коммунальных платежей. Именно в год тандема Ющенко — Тимошенко по стране прокатились первые судебные дела, в которых государство, полностью уйдя от ответственности за долги по зарплатам, за рост безработицы, за то, что реальные доходы граждан на треть не покрывали стоимость потребительской корзины, выступило истцом против граждан.
Издав это распоряжение, Виктор Ющенко не просто стал лидером в установлении коммерческих отношений между народом и государством. Он своей подписью узаконил принцип односторонней ответственности гражданина за все последствия неэффективного развития экономики, не утруждая себя размышлениями о том, насколько нравственным и своевременным был этот шаг. По глубокому убеждению многих ученых, энергетиков и экономистов, государство, в собственности которого продолжает находиться более половины всех средств производства и природных ресурсов, которое, практически не ограничивая себя законом, вмешивается в бизнес, не имело права устанавливать такие отношения. За санитарные нормы потребления воды, тепла и продуктов питания оно должно было отвечать набором прав и реальных возможностей заработать и оплатить эти нормы. Причем не в ущерб функциям жизнеобеспечения. Но на деле ни таких прав, ни таких возможностей у граждан не было, как нет их и сегодня.
Неужели Виктор Андреевич этого не понимал? Если задать ему такой вопрос, боюсь, он снова начнет жестикулировать руками и что-то говорить о реформе и олигархах. Я бы поверила, но не верю и вот почему. Рядом с распоряжением № 133-р у меня на столе лежит справочник общественных организаций о так называемых аналитических исследовательских центрах Европы, где на странице 226, в главе, посвященной Украине, помещена информация о Международном Центре Перспективных Исследований со списком директоров. Вместе с Виктором Ющенко (тогда главой НБУ) туда входили Тигипко (тогда вице-премьер), Гаврилишин (тогда глава «Наглядової Ради»), Шумило (тогда зам.министра экономики), Ослунд (ведущий эксперт Фонда Карнеги). Годовой бюджет организации только за 1997 год составил один миллион двести тысяч долларов США. В этом же справочнике на странице 252 можно познакомиться и с составом директората Украинского Фонда Поддержки Реформ во главе с Виктором Пинзеником (эта организация была более осмотрительна и не стала афишировать свой бюджет). Список финансирующих организаций у двух структур практически общий. Там и Мировой банк, и Фонд «Ноу-хау» и поступления от частных лиц. Таким образом, и второй неразрывный тандем Ющенко — Пинзеник так же имеет глубокие и далеко не случайные корни.
Меня сначала удивляло равнодушно-молчаливое отношение американцев к тому, что Виктор Ющенко, будучи государственным чиновником высшего ранга, являлся одновременно членом директората общественной организации. По законодательству США такие совмещения не допустимы, прежде всего, из этических соображений. А тут полное игнорирование собственных демократических и этических принципов? Нелогично? Нет! Абсолютно логично, если учесть специфику этой организации, которая занималась аналитическими исследованиями экономики Украины и оценкой возможных рисков. Чиновники, входившие в директорат, обладали не только абсолютно полной информацией о финансовом положении, экономическом потенциале и социальной политической ситуации в стране. Они принимали участие в таких исследованиях, а фонды, которым результаты исследований предъявлялись в качестве отчетов о проделанной работе, получали доступ не только к этой информации, а и исправно платили за нее. Миллион двести тысяч долларов в год. И две пары соратников по борьбе за реформы. Ющенко — Тимошенко и Ющенко — Пинзеник. Сегодня пенсионеры шутят, обсуждая навязчивые политические призывы Юлии Тимошенко к Виктору Андреевичу о воссоединении. Девизом их союза они считают тезис; «Если мы будем вместе, то за тепло и свет заплатят все. Те, кто может, деньгами, а те, кому нечем, собой».
Только мне шутить совсем не хочется. Во-первых, потому что мне искренне жаль Юлию Владимировну. Виктор Андреевич с ней вряд ли воссоединится. В данный момент никакого резона ему в этом нет. А во-вторых, потому, что я понимаю причину столь глубокой привязанности американцев к бывшему премьеру. Они любят дисциплинированных и исполнительных людей. В его бытность главой Кабмина Украина исправно платила по счетам МВФ, выскребая последнее из наших карманов. Это Польше долги списывали, а мы их возвращали с опережением. В этой ситуации рвение американских финансистов в его поддержку мне вполне понятны. Безусловно, долги нужно возвращать. Но не любой ценой. Не ценой судебных расправ над неимущими, которые выбирают между лампочкой Ильича и яблоком ребенку. Поэтому сегодня, глядя на документы на моем столе, я не верю ему. В моем представлении обязательства перед МВФ он выполнял лучше и педантичнее, чем обязательства перед гражданами собственной страны. И будет так поступать впредь, потому что между МВФ и маленькими украинцами слишком большое расстояние.
Выпуск газеты №:
№209, (2001)Section
Панорама «Дня»