Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Для Кучмы «дело Лазаренко» закончено

Похоже, что власть не получит ожидаемых дивидендов
27 февраля, 00:00

Впрочем, скорее всего главный страж законности немного погорячился. Действительно, после заявления Джеймса Мэйока — американского адвоката Павла Лазаренко — о том, что его подопечный действительно попросил в США политического убежища, в нынешнем этапе развития «дела Лазаренко» можно поставить большую точку. Даже если американцы после длительной процедуры не предоставят Павлу Ивановичу политического убежища, он может оспорить это решение в судебном порядке, а это — четыре судебные инстанции. В итоге, по скромным подсчетам, около года он спокойно может пребывать в США, ожидая решения своей судьбы. В том случае, если США в конце концов вышлют Лазаренко из страны, он может поехать куда угодно, и вряд ли захочет возвращаться в руки отечественного правосудия. Таким образом, с большой долей вероятности можно утверждать, что мы не увидим Павла Ивановича до президентских выборов.

Предварительные итоги лазаренковской эпопеи неутешительны. Во-первых, общество впало в состояние, близкое к истерии. В общественном транспорте всерьез обсуждается вопрос, как поделить состояние Павла Ивановича и кому и сколько от этого достанется. На самом деле эти вычисления довольно просты. Если Лазаренко арестуют, если злоупотребления, в которых он обвиняется, будут доказаны и если суммы (около 3 млн. долларов), которые считаются незаконно им присвоенными, отберут и раздадут, к примеру, пенсионерам (которых 13 миллионов), каждый из них получит около 20 центов (примерно 1 гривня). Добавим сюда крайне низкую вероятность каждого «если» и станет ясно, что цена люмпенизации настроений граждан, которую раскручивают официальные СМИ, мягко говоря, неадекватна. Нелишне также напомнить нашим власть имущим, что люмпену все равно, что Павел Иванович, что Леонид Данилович, и совсем не обязательно организованный «народный гнев» падет на голову оппозиции.

Во-вторых, остаются открытыми простые вопросы: почему преследование коррупционеров начинается только после их ухода из власти; почему тот же Лазаренко был уволен с должности премьера «по состоянию здоровья»; почему никто из должностных лиц, способствовавших его карьере (почти все они сейчас у власти), не подал в отставку. Попытки отыскать на эти вопросы ответы обязательно выведут нас на власть имущих, что, конечно, не добавляет авторитета ни им, ни государству.

В-третьих, похоже, власти обманулись относительно реальностей современного мира и, в частности, относительно того, кто «командует» в США. При всем желании американское правительство вряд ли способно оказать давление на суд, который будет решающим звеном в деле возвращения Лазаренко на родину. Различное «понимание» американских властей, о котором говорят наши должностные лица имеет значение только для внутриукраинской пропаганды, не более того.

В-четвертых, опасность, которую представлял Павел Иванович для Леонида Даниловича отнюдь не исчезла. Понятно, что у Лазаренко не было никаких шансов стать президентом (иллюзии на этот счет мог питать разве что он сам и администрация), посему его устранение с политической арены — отнюдь не устранение конкурента. Главная угроза Павла Ивановича — рассказать неприятную правду о деятельности украинской верхушки. Теперь реализовать ее куда легче, чем раньше, да и действенность будет больше — рассказ прозвучит прямо в уши «стратегическим партнерам», от благосклонности которых в значительной мере зависит успех Кучмы на будущих выборах. Не удивительно, что Генеральный прокурор рассказывал в Харькове о том, что Лазаренко «нужно изолировать». Он мотивировал свою позицию тем, что в деле П.Лазаренко есть не только те эпизоды, о которых Генпрокурор сообщал, выступая в ВР, но и «другие материалы, которые не позволяют, чтобы Лазаренко оставался на свободе», сообщает Интерфакс-Украина. Действительно, помимо информации о деятельности Президента Павел Иванович наверняка располагает сведениями, представляющими государственную важность и как он ими распорядится — одному Богу известно. Это — еще один камень в огород властей, которые ради собственного выживания пожертвовали национальными интересами.

И последний, на мой взгляд, самый страшный вывод. В ходе «дела Лазаренко» выяснилось, что ни у кого — ни у власти и ни тем более у оппозиции — не повернулся язык упрекнуть Павла Ивановича в том, что он уехал не дожидаясь суда, на котором теоретически мог бы доказать свою невиновность. По крайней мере, этот столь убедительный аргумент практически не использовался в ходе пропагандистской кампании в президентских масс-медиа. Таким образом, власть открыто признала, что в нашей стране не действует право. Это — страшный диагноз, сравнимый с приговором...

КСТАТИ

О явно неадекватной оценке ситуации, странном представлении о законности и о, мягко говоря, преувеличении собственной значимости украинскими властями, говорит заявление директора Национального бюро расследований Украины Василия Дурдинца в Вашингтоне на международной конференции по борьбе с коррупцией в мире. Выдача Соединенными Штатами Украине Павла Лазаренко, задержанного на прошлой неделе в нью-йоркском аэропорту, станет «практической проверкой» «эффективности международного сотрудничества» в борьбе против коррупции и организованной преступности. «Украинский народ с большим интересом следит за развитием дела о выдаче Украине Лазаренко и его сообщников», — заявил он (по сообщению Интерфакс-Украина).

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать