Перейти к основному содержанию

Днепр... из бегонии

До открытия выставки «Цветущая Украина» осталось пять дней
17 августа, 19:49

Цветочная пора подходит к завершению, но напоследок киевлян ожидает приятный цветочный сюрприз. В Печерском ландшафтом парке появились цветы в несколько метров высотой, сельский домик из цветов и даже цветочная церковь. Объясняется сей природно-культурный феномен очень просто: готовится к открытию выставка «Цветущая Украина». Традиционно она в открывается столице на каждую годовщину независимости Украины. Еще зимой автор идеи выставки Оксана Джунь пообещала «Дню» нечто абсолютно выходящее за рамки ежегодных представлений. И слово сдержала: таких цветочных композиций наша земля еще не видела. Но увидит определенно с удовольствием, ведь изображают они именно ее, Украину, в самых красочных и характерных ее проявлениях.

«Мы долго мечтали об этой выставке, — рассказывает Оксана Джунь. — И вот сегодня, когда народ почувствовал себя сильным, красивым и могучим, наша мечта осуществилась. Это главная предпосылка для создания выставки. Кроме того, она уже 50-я по счету, и опыта накопилось столько, что впечатляющего результата просто может не быть». Все композиции, как уже говорилось, посвящены традициям Украины. Десять столичных районов представляют десять работ, каждая из них посвящена отдельному предмету национального культа, составляющей духовной жизни страны.

Первой, если спускается вниз, встречается композиция «Чернозем Украины. Оранка». На распаханной земле лежат украинские рушники, вышиванки и разнообразные плоды, которыми богата наша земля. Посреди всей этой красоты возвышается цветочный аист, который также держит в клюве рушник. Задумано, что под этим аистом будут с удовольствием фотографироваться дети, поддерживая легенду, о своем появлении на свет.

А вот и сельская хата. Вокруг нее разнообразный рабочий инвентарь и... кот. Он весьма доволен жизнью и его задача — вызывать улыбки и запоминаться. Без чего еще невозможно представить себе Украину? Конечно, без Тараса Шевченко. А Тараса Шевченко — без Чернечой горы и, конечно же, Днепра. И вот уже цветочный (а не цветущий, что, к сожалению, все чаще встречается) Днепр омывает цветочную гору. Главная река страны выполнена из агиратума и белой бегонии.

Идем ниже, и видим доминанту, «вдохновителя» выставки — майдан Незалежности. От масштабного архитектурного сооружения, выложенного цветами, пролегают 11 рушников. Каждый рушник показывает характер местности одного из 11 украинских регионов. И Закарпатье, и Одесса, и Донецк... Вокруг цветочного Майдана можно будет обойти, осмотрев, таким образом, всю страну. Особенно тем, кто родился не в Киеве, будет приятно увидеть «свой» рушник, найти родные черты в узоре цветов.

Следующая композиция — свадебный цветок. Высокий, объемный, вычурный. Как уверяют специалисты, работа высшего класса. И неподалеку от свадьбы логично возвышается церковь. Восьми метров в высоту, вся увитая цветами, и вокруг нее опять же цветы, узоры, красота.

Любители языческих традиций и охотники за удачей будут толпиться вокруг композиции «Купальская ночь». «Непросто ее делать, потому что цвета ночи темные. Но засияет яркими красками цветок папоротника, тот самый, который так активно столько столетий ищут украинцы в ночь на Ивана Купала. Тот, кто придет на выставку и сфотографируется на фоне папоротника, будет счастлив целый год», — смеется Оксана Джунь.

Как известно, вчера в Сорочинцах стартовала знаменитая ярмарка. Без ее изображения на цветочной выставке тоже не обойдется. Композиция насыщена характерными деталями. Тут и посуда, и домашние животные, и крупный рогатый скот, и даже воз. Еще одна «приуроченная» композиция, на этот раз к Медовому Спасу, — медовый цветок, вокруг которого летает пчела. Словом, будет на что посмотреть.

Предыдущая выставка была посвящена городам и регионам нашей планеты. «Создать ее было непросто, — рассказывает О. Джунь, — но создать Украину было еще сложнее. Хорошее видится на расстоянии. Под носом мы же много чего не замечаем, поэтому понять свои особенности гораздо сложнее. Сначала хотели разрабатывать по регионам: Донетчина, Ивано- Франковщина и так далее. А потом поняла — нет. Просто она должна сиять своим богатством. И я испытываю чувство счастья от того, что мы тут сделали. Потому что пятнадцать лет назад нам не дали бы создать такие композиции, обвинив в национализме. Сегодня мы имеет право показать достояния нашего народа. Показать, какие мы красивые, какие счастливые, какие работящие, какие у нас большие планы, как много мы должны еще сделать». И Оксана Джунь бегом направилась к еще не оконченным композициям.

Посетителям предлагается бежать на выставку, но, конечно, не сегодня, а после 24-го числа. Пока что большинство композиций находятся в работе, на каждом участке трудится несколько десятков садовников, парк забит машинами с материалом и восклицаниями типа: «А чернобрывцы-то у нас закончились!».

Примечательно, что всю эту красоту не обязательно приурочивать к Дню независимости. Такие же клумбы можно сделать где угодно. По мнению Оксаны Джунь, особенно кстати смотрелись бы композиции, изображающие все регионы страны, на майдане Незалежности. Но у столичных архитекторов, как известно, другое виденье. Регионы представлены «скульптурной композицией «Глобус» с названиями областных центров и цифрами, которые указывают, насколько же далеки они от «сердца страны».

P.S. Идея с «региональной» клумбой на майдане Незалежности пришлась по душе сотрудникам редакции. Кстати, еще в 2000 году главный редактор «Дня» Лариса Ившина в колонке «Без пафоса» высказывала сходную мысль: «Я с содроганием жду момента, когда в нашей стране возведут новый, или очередной памятник. Нет, я не считаю себя пессимисткой и верю, что у нас есть талантливые архитекторы и новаторы-скульпторы. Дело не в этом. И даже не в отсутствии портретного сходства, которое сейчас обнаруживается в макетах памятника, посвященного Олесю Гончару. Речь идет о поиске нового изобразительного языка нашего времени. Можете ли вы себе представить, каким должен быть монумент Независимости, чтобы он перестал быть просто камнем или бронзой и смог объединить и вызвать очень сильные эмоции у украинцев? А ведь, по-моему, только в этом случае есть смысл начинать какое-нибудь строительство. Сейчас часто вполне, казалось бы, современные события нас возвращают будто к концу 80-х, когда жизнь шла своим потоком, а официоз — своим. И как бы нам вновь не зафиксировать, не увековечить монументально это раздвоение. Может быть, лучшим выходом было бы хотя бы еще на десятилетие ввести мораторий на «закапывание денег в песок» или на возведение монументов, не переосмысленных и не говорящих по-новому? Потому что, как мне кажется, нам не помогут ни вроде бы новые идолы, ни миловидные девушки, которые будут нести караваи или тризубы вместо серпов и молотов... Мы должны почувствовать, какой язык подходит концу ХХ и началу ХХI века, и пока он не вызреет, возможно, лучшим выходом было бы на главном Майдане страны заложить удобный для граждан красивый ландшафтный парк? И найти место, где не хуже Триумфальной арки развевался бы национальный флаг? Наверное, это не совсем в наших традициях и тоже у многих вызовет несогласие. Но, я думаю, зелень, цветы, фонтаны могли бы быть более комфортным местом, чем напыщенные бетон и гранит».

Тогда, в прошлом веке, у нас еще была возможность спасти Майдан от тех архитектурных «чудес», которые украшают его сегодня...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать