ДНЕВНИК
5 августа
Чтобы дойти от улицы Ольги Кобылянской к Литературно-мемориальному музею, который также носит ее имя, нужно пересечь только несколько черновицких улочек. И вот ты стоишь на улице Димитрова и всматриваешься вдаль. Двумя цепочками тянутся самые обыкновенные усадьбы. На первый взгляд, ничего необычного для глаза нет. И вдруг читаешь — «В этом доме жила и творила до конца своей жизни украинская писательница Ольга Кобылянская». А развесистый орех так «развалился» во дворе этого музея-усадьбы, что провоцирует попробовать его плоды. И деревянные ворота невольно остаются позади. Заходишь в коридор музея, а там — бюст писательницы, возле которого лежат цветы. Пока рассматриваешь это произведение, смотритель музея предлагает купить билет и зайти внутрь. Через миг получаешь свой «входной талончик», на котором указана цена еще советских времен — десять копеек, и направляешься в бывший мир писательницы.
Вот титульная страница первого прозаического произведения Кобылянской «Гортензия або доля однієї дівчини», написанного в 1880 году. А здесь первое издание повести «Людина» и газета «Буковина», где впервые была напечатана повесть «Царівна». Проходишь по небольшим комнатам и... как будто оживают портреты отца, матери, друзей Ольги Юлиановны. Кажется, что вот-вот зазвенит телефон на рабочем столе, кто-то вынет из футляра очки, оденет их, вмакнет в чернила перо и начнет писать свои строки.
А вот экземпляры «Литературно- научного вестника», «Киевской старины» и «Зорі», известные еще из истории журналистики, которую изучала в университете. Теперь увидела их собственными глазами. Правда, лучше раз увидеть, чем сто раз услышать. Потому что до этого никогда не думала, что музейные экспонаты могут перевернуть твои жизненные позиции. Что-то все-таки есть в истории такого, что заставляет по-другому взглянуть на мир, в котором ты живешь.
Выпуск газеты №:
№137, (2004)Section
Панорама «Дня»