«Доки сонце зійде...»
Общественные организации стремятся популяризировать НАТОУвеличить число сторонников вступления Украины в НАТО — такую цель поставили перед собой участники круглого стола «Политика отечественных СМИ в сфере евроатлантической интеграции Украины», проведенного вчера Общественной лигой Украина— НАТО, Институтом евроатлантического сотрудничества, МИД и Центром информации и документации НАТО. Подготовленные ими рекомендации должны стать дополнением к уже существующей Государственной программе информирования общественности по вопросам евроатлантической интеграции Украины на 2004—2007 годы. Заместитель министра иностранных дел Олег Шамшур призвал преодолеть недостаточное взаимодействие между правительством и неправительственными организациями, определенный разрыв между общегосударственными и региональными СМИ и необъективность прессы, которые, по его мнению, являются одними из главных причин «пробуксовки» упомянутой программы.
По словам авторов проекта информационной стратегии, она направлена на преодоление негативных стереотипов в отношении НАТО, сформированных в том числе под влиянием недавней президентской кампании. Другая цель пронатовских активистов — не допустить превращения темы евроатлантической интеграции в жертву будущей парламентской кампании или из-за новой демонизации Альянса, или из-за «дальновидной паузы». Они желают активной работы в исполнительной власти, в парламенте, местном самоуправлении и институтах гражданского общества. Авторы стратегии подчеркивают необходимость открытых дебатов с теми, кто не поддерживает членства Украины в НАТО. Среди предложенных ими форм работы — выработка единой методологии социологических исследований (неоднократные высказывания Виктора Ющенко о 2% информированных о характере деятельности НАТО свидетельствует о срочной необходимости таких проектов для власти); медиапроекты; круглые столы, семинары и форумы при участии негосударственных организаций и государственных структур; широкие общественные мероприятия и образовательные проекты, подобные уже существующему конкурсу для школьников на лучшую осведомленность в тематике НАТО.
К ак сообщил заместитель председателя координационного совета Общественной лиги Украина—НАТО Сергей Джердж, уже завершено формирование информационных стендов в региональных библиотеках, а на очереди аналогичный проект в университетах по всей Украине. Но как известно, можно привести коня на водопой, но невозможно заставить его пить. Поэтому для того, чтобы информационные материалы об Альянсе не покрывались пылью, запланировано провести глубокое изучение целевых групп аудитории.
«Мессиджи», которые авторы проекта стремятся донести до украинского общества, уже многие годы посылает своим читателям «День»: членство в НАТО как гарантия модернизации общественной жизни и сохранения демократических ценностей, безопасности; позитивное влияние на экономическое развитие и инвестиционный климат; параллельность процессов подготовки к присоединению к НАТО и Европейскому Союзу; набирающее обороты сотрудничество России с Альянсом и тому подобное.
Во время круглого стола также можно было услышать о надежде на «государственный заказ» по тематике НАТО, вплоть до создания специальных изданий и телепрограмм. Однако в этом случае уместно напомнить мысль бывшего премьер-министра Эстонии Маарта Лаара, высказанную в интервью «Дню». Он предупредил о необходимости осторожного подхода к организации таких кампаний, чтобы они не превратились из информационных в сугубо пропагандистские — ведь постсоветским обществам присущи аллергия на пропаганду, желание подсчитать израсходованные на нее деньги и узнать об их происхождении. К тому же особый контекст разработке всяческих программ, планов и стратегий придает известная фраза Президента Украины о том, что дискуссия о НАТО сейчас не своевременна. После парламентских выборов 2006 года будут президентские 2009-го — а информационная кампания в поддержку членства Украины в Альянсе не может проходить «на задворках» и с постоянной оглядкой на текущую конъюнктуру в стране.
Выпуск газеты №:
№108, (2005)Section
Панорама «Дня»