Долги продолжают продавать
Кому и за сколько? Чиновники молчатА вот при возвращении проблемных кредитов «Украины», как сказал «Дню» В. Кротюк, могут возникнуть определенные трудности. Напомним, что 13 декабря прошлого года НБУ утвердил предоставленный Агентством реестр кредиторов «Украины», согласно которому, 106934 кредиторам необходимо вернуть около двух миллиардов гривен. Сославшись на статью 96 закона о банках и банковской деятельности, В. Кротюк отметил, что первоочередными к возвращению являются выплаты Фонду гарантирования вкладов физических лиц (39 грн.), Нацбанку (139,4 млн. грн.), Ликвидатору, а также помощь уволенным сотрудникам обанкротившегося банка. Во вторую очередь, если Верховная Рада не сделает их первыми, планируют возвращать капиталовложения (196,7 млн. грн.) «негарантированным» физическим лицам. И только в третью очередь будут рассчитываться с кредиторами. Именно миллиардный долг «Украины» перед ними, по мнению В. Кротюка, и станет главной проблемой в работе Ликвидатора.
Уже сейчас можно утверждать, что ее решение будет напрямую зависеть от эффективной реализации активов АКБ «Украина». Вопрос же возвращения дебиторской задолженности банку «агропромышленными» фирмами (только двадцать из них должны «Украине» более 1 млрд. грн.), наверное, надолго останется открытым. Представители парламентской следственной комиссии неоднократно называли имена высокопоставленных чиновников и народных депутатов, причастных, к банкротству «Украины». Однако доказать их непосредственную связь с фирмами-должниками так и не удалось. «Мы регулярно даем ответы на все запросы (всего их было 7) комиссии, — отвечает на обвинения в покрывательстве «причастных» В. Кротюк, — Мы отказали комиссии в предоставлении информации по двадцати крупнейшим должникам, поскольку эта информация является банковской тайной. Что касается физических и юридических лиц, которые являются основателями этих фирм — мы никак не можем передать эту информацию, поскольку ее нет в наличии. При оформлении кредита мы смотрим устав, чем занимается фирма и доверенность на заключение договора. Кто ее основатель — нас не интересует. Если временной следственной комиссии необходима такая информация, то необходимо обращаться к местным органам власти или в Госкомстат».
Вспоминая «госзаказы» банку «Украина» на кредиты (ставшие впоследствии проблемными), вполне определенным фирмам, подобное «отсутствие информации» выглядит, мягко говоря, странно. Но это далеко не самая актуальная на сегодняшний день проблема. По мнению заместителя председателя парламентской следственной комиссии Виктора Суслова, за необходимостью выполнения обязательств «Украины» перед ее кредиторами могут быть скрыты новые финансовые махинации. В частности, народный депутат предположил, что недвижимость банка, филиальная сеть которого насчитывает более 500 региональных отделений, может стать объектом «торгов между покупателями и продающими». В этой связи следует отметить, что окончательное решение о судьбе недвижимости банка до сих пор не принято. «В пятницу в Нацбанке состоялось совещание при участии представителей Министерства экономики, Агентства по вопросам банкротства, временной следственной комиссии Верховной Рады, на котором было достигнуто соглашение об отмене объявленного 14 января тендера на аренду основной недвижимости банка «Украина», — заявил вчера заместитель главы НБУ Владимир Кротюк.
Тем временем, отдельные объекты банковской инфраструктуры поступают в продажу п олным ходом. «День» уже Джордано сообщал, что квартира в Киеве — один из них — был оценен экспертом, выбранным Агентством по вопросам банкротства, по ликвидационной стоимости («День» №7 от 15. 01.02). «Я не буду грешить на квалификацию эксперта, — комментирует этот факт В. Кротюк, — я думаю, что не были четко поставлены задания Ликвидатором». По словам заместителя главы НБУ, эксперту просто не объяснили, что «необходимо было оценить по рыночной стоимости, а не по ликвидационной» (! – Авт. ) Кстати, как сказал «Дню» В. Кротюк, в НБУ от Ликвидатора «поступили материалы на реализацию еще одиннадцати объектов (региональной инфраструктуры «Украины». — Авт. ) и во вторник на заседании комиссии по вопросам надзора за банковской деятельностью они будут рассмотрены». По его оптимистичным уверениям, «там с документами все в порядке» и добро Нацбанка на продажу Ликвидатор получит «без возражений».
Что касается филиальной сети банка — то, по мнению В. Кротюка, «с ней ничего страшного еще не произошло», а наличие государственной части (0,07% акций «Украины») дает основания полагать, что «ничего страшного не произойдет». Необходимо подчеркнуть, что и в этом отношении нет полной ясности: как сообщили «Дню» в пресс-службе Ликвидатора, государственный пакет АКБ «Украина» был передан хранителю, которого выбрал Фонд Госимущества на конкурсной основе, еще задолго до начала ликвидации банка. Информация о том, у кого сейчас находится этот «золотой ключик» к имуществу «Украины», как коммерческая тайна, держится за семью замками. В. Суслов утверждает, что имела место «передача государственного пакета акций в руки отдельных коммерческих структур», за которыми стоят «отдельные политические деятели». «Акции никому не нужны, их стоимость — стоимость листка бумаги», — возражает В. Кротюк. Отвечая на вопрос корреспондента «Дня», не согласившегося с «ненужностью» акций, которые мешают «распродать» имущество «Украины», В. Кротюк уверил, что «акционеры не принимают участия в продаже имущества. Все вопросы решает только Ликвидатор». Резюмируя: можно заключить следующее? Сколько стоит «Украина» – пока неясно. Не превратится ли ликвидация банка в продажу его имущества «нужным людям» по «нужным ценам» – гарантий от этого пока не может дать никто. Заплатят ли должники банка — вопрос тоже риторический.
Выпуск газеты №:
№17, (2002)Section
Панорама «Дня»