Перейти к основному содержанию

Долговые риски

24 апреля, 21:14
ООН В ПОИСКАХ ПУТЕЙ УКРЕПЛЕНИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ / ФОТО РЕЙТЕР

Для развивающихся стран основным вопросом, возникающим в связи с текущим кризисом кредитной сферы Америки, является то, насколько они будут изолированы и защищены от него. Мировая экономика уязвима, что станет особенно очевидным, если потери финансового сектора, понесенные американскими и европейскими корпорациями, распространятся по всему миру.

Данное распространение невозможно замедлить, поскольку мировые финансовые рынки становятся все более интегрированными и взаимозависимыми. Если уязвимость распространится, это подорвет некоторые недавние достижения большинства развивающихся стран в сфере управления государственным долгом, в том числе его экономическую приемлемость и структуру. Последствия для наибеднейших стран будут значительно серьезнее.

Такие взаимосвязанные риски подчеркивают важность обсуждения нового политического курса по вопросам внешней задолженности на будущей XII сессии ЮНКТАД, которая состоится в Аккре (Гана). Его также необходимо глубоко проанализировать в направлении улучшения финансовой структуры мировой экономики.

Благоприятным является то, что в целом, у развивающихся стран больше нет проблемы внешнего долга, поскольку объем их совокупных золотовалютных резервов в 2007 г. возрос рекордными темпами, на сумму, примерно равную сумме внешнего долга 2006 г. В некоторых странах наблюдается стремительный экономический рост, сопровождаемый значительным превышением заграничных активов над обязательствами.

Примечательно, что соотношение ВВП и внутреннего, а также внешнего долга развивающихся стран за последние шесть лет уменьшилось почти на 5%. Уменьшилась также доля государственного долга стран в отношении зарубежных кредиторов, хотя среди разных регионов сохраняются большие отличия. Например, внешний государственный долг в странах Восточной и Южной Азии составляет менее 30% общего государственного долга, в то время, как в странах Восточной Европы он составляет более 55%.

Данный факт является существенным, поскольку он отражает переход к увеличению объемов внутренних займов и предполагает, что не всем странам и не всегда необходим доступ к внешнему финансированию. Результаты нескольких исследований свидетельствуют об уменьшении зависимости от внешнего капитала, акционерного либо привлеченного, что в большей мере способствует повышению экономического развития. Исследования также оспаривают существующую точку зрения о том, что внешнее финансирование является необходимым условием провоцирования развития бедных стран.

Значительные перемены произошли в структуре заемщиков и кредиторов. Необходимо отметить тот факт, что долгосрочный государственный долг официальным иностранным кредиторам, как многосторонним, так и двусторонним, уменьшился с 50% в 2000 г. до 42% в 2006 г. В то же время, доля совокупного долгосрочного внешнего долга частным кредиторам возросла с 59% до 71%.

В целом, показатели долга развивающихся стран за 2006 г. свидетельствуют о снижении средних показателей внешнего дефицита, уменьшении коэффициента внешней задолженности и увеличении золотовалютных резервов. Однако достижения не везде одинаковы. Несколько небольших развивающихся стран все еще имеют большой внешний долг и, вопреки обещаниям, списание задолженности не последовало за предоставлением регулярной помощи. Значительные региональные отличия по-прежнему сохраняются в ряде стран Азии, для которых характерен низкий коэффициент внешнего долга, в то время как в странах Восточной Европы и Центральной Азии коэффициент постоянно растет.

Новый политический курс в отношении внешнего долга должен учитывать тот факт, что несостоятельность по выплате, которая лежит в основе экономической приемлемости долга, отличается от потребности во внешних ресурсах. Чаще она возникает из-за ограниченного доступа к зарубежным ликвидным фондам, а не из-за неплатежеспособности. Странам, имеющим большую задолженность, сложно заимствовать, несмотря на то, что им нужны более выгодные инвестиции для покрытия кредиторской задолженности. В итоге, развивающимся странам необходима помощь в создании новых финансовых инструментов и учреждений, отвечающих их потребностям.

Некоторые страны имеют возможность заимствовать больше, однако это может негативно сказаться на их экономическом и социальном развитии. Они не должны быть покараны за небольшой размер долга и более эффективное управление экономикой через несправедливое обращение в сфере списания долговых обязательств. Погашение долга одинаково является проблемой как для стран с низким, так и со средним уровнем дохода.

У стран с низким уровнем дохода обычно наблюдается большая зависимость от официальных кредиторов, в то время как страны со средним уровнем дохода более склонны к увеличению суммы торговой задолженности. И тем и другим требуется помощь при возникновении кризиса задолженности. Поэтому им нужны отдельные, и в то же время взаимосвязанные механизмы выхода из кризиса задолженности. Предотвращение данного кризиса требует получения более детальной и оперативной информации о структуре общего внутреннего государственного долга, выходящей за рамки обычного сосредоточения на внешнем долге.

XII сессия ЮНКТАД обеспечивает условия для дискуссии с учетом новых и перспективных составляющих долговой ситуации развивающихся стран, в соответствии с региональными особенностями и уровнем развития. На сессии также предоставляется возможность для разработки мероприятий, которые позволят всем участникам мировой экономики двигаться вперед вместе без отрицательных последствий.

Статья предоставлена «Дню» Департаментом общественной информации ООН в Украине.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать