«Дорожный инспектор — друг человека»,
или Как узаконить отношения?Прошло уже почти полгода с того момента, как Президент Украины Виктор Ющенко своим указом ликвидировал Государственную автоинспекцию. На днях глава государства вновь признал движение на дорогах недостаточно безопасным, а работу соответствующих служб — недостаточно удовлетворительной. И поручил Кабинету Министров Украины решить вопрос создания при правительстве Координационного совета по вопросам безопасности дорожного движения, в состав которого должны входить руководители Министерства внутренних дел Украины, Министерства транспорта и связи Украины, Министерства юстиции Украины, МЧС Украины, Министерства здравоохранения Украины, Государственной службы автомобильных дорог Украины, соответствующих общественных организаций и научно-исследовательских учреждений. Вопрос даже не в том, нужен ли Украине такой совет, и чем он будет заниматься. Вопрос в том, что же происходит сегодня на украинских дорогах. Чем закончилась так называемая ликвидация ГАИ? И что вообще изменилось за эти месяцы в сфере дорожного движения?
В ГАИ внимание «Дня» в первую очередь обратили на... новую форму инспекторов. Изменения, так сказать, налицо. «Мы находимся в состоянии реорганизации, — объяснил сотрудник пресс-службы Департамента ГАИ МВД Украины Сергей Левицкий. — Прошло резкое сокращение штатов, оставили только лучших. В Верховной Раде лежит законопроект, он уже прошел все необходимые комитеты, собраны все подписи, осталось только его принять. После этого нам будет отведено еще два месяца на реорганизацию в соответствии с этим законопроектом». А уж после этих двух месяцев метаморфоз мы получим абсолютно безопасное дорожное движение, уверены в ГАИ.
Но не все так гладко. «Предлагаемый милиционерами законопроект не решит существующие проблемы, — считает глава Всеукраинской организации защиты прав водителей, народный депутат Украины Николай Кравченко. — Так как он не решает главного вопроса — изменения функциональных обязанностей ГАИ. Он только поможет инспекторам сдирать штрафы. На сегодняшний день происходит блокирование, я так понимаю, милиционерами, Кодекса о дорожном движении. Проекту этого Кодекса уже два года. Его авторы — десять человек, в том числе и Виктор Ющенко, который в то время был народным депутатом. В этом Кодексе соединяются функции контроля за движением с функциями организации движения. Пробки, проходимость дорог, установка дорожных знаков — это все должны быть проблемы ГАИ. Автоинспекция должна нести ответственность за организацию движения на дорогах, а не просто выжидать, пока водитель «споткнется». Сегодня инспекторам выгодно, чтобы скорость на определенном участке была установлена сорок километров в час. Больше возможностей оштрафовать «за превышение». А должны они ориентироваться на то, чтобы пропускная способность этого участка была как можно выше, чтобы на нем не было пробок, чтобы все было хорошо, и не за что было штрафовать. Все эти моменты прописаны в Кодексе».
Словом, дорожный инспектор должен превратиться из врага водителя в его друга. Что же касается лоббируемого МВД законопроекта, то он, по мнению Н.Кравченко, поможет создать на базе ГАИ новый фискальный орган, который все будут любить и уважать не больше, чем ГАИ. Во-первых, законопроект увеличивает минимальный штраф до 85 гривен. (Сегодня — 17 гривен). Дешевле могут обойтись только непристегнутые ремни безопасности, что весьма странно, так как это нарушение является одним из самых опасных для жизни водителя или пассажиров. Также законопроект реанимирует недавно с боем отмененное право инспекторов ГАИ отнимать у нарушителя водительские права.
Еще один «карательный» момент — разрешение принудительной транспортировки неправильно припаркованного автомобиля на стоянку. Киевлянам не раз приходилось наблюдать эту процедуру собственными глазами, так как не так давно было принято соответствующее решение Киевсовета. «Это абсолютно незаконно, — говорит Н.Кравченко. — И это уже запретили. Я обращался в прокуратуру и получил однозначный ответ — это незаконно». Такие меры нарушают право собственности. Кроме того, во время принудительных транспортировок автомобили нередко повреждаются. Николай Кравченко уверен, что «милицейский» законопроект парламент не примет. В ГАИ же только его принятия и ожидают.
Водители уверяют, что на украинских дорогах за полгода ничего не изменилось. Все те же сотрудники ГАИ, все те же взятки. Чиновники, напротив, рассказывают о грядущих переменах. Вот только чувствовать себя в безопасности участникам дорожного движения хочется уже сейчас...
Выпуск газеты №:
№237, (2005)Section
Панорама «Дня»