Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Достаточно ли нам четверти века, чтобы сделать выводы?

В украинском информационном пространстве есть место для катастроф, но нет места для Человека
28 апреля, 19:53

Самым первым из пяти уроков Чернобыля британский журнал The Daily Telegraph назвал необходимость говорить правду. Мир уже убедился в том, что значительно более стойким к любым, в том числе техногенным катастрофам является открытое, развитое, интеллектуально обогащенное общество. В отличие от «завертикализированного» стада, озабоченного в первую очередь судьбой финалистов очередного танцевального шоу. Мир это осознал, но украинское информационное пространство понять эту простую истину либо не может, либо упрямо делает вид, что не может. Иначе, как объяснить то, что, по словам кинопродюсера Олега Кохана, ни один украинский канал (в отличие, кстати, от российских) не проявил инициативу, чтобы показать фильм Александра Миндадзе «В субботу», который посвящен глубокому переосмыслению аварии на ЧАЭС, — не на уровне техногенной катастрофы, а на уровне Человека? В украинском информационном пространстве есть место для катастроф, но нет места для Человека. Разве это не является доказательством того, что, как говорит главный редактор российской «Новой газеты» Дмитрий Муратов, «мы до сих пор ходим в сталинской шинели и курим его трубку»?

Прошлую неделю вполне справедливо можно назвать «чернобыльской» не только в украинском, но и мировом масштабе. Актуальности 25-й годовщине взрыва на четвертом реакторе добавила также японская Фукусима. Но переросло ли количество сообщений, высказанных мнений и соображений в качество осмысления? Безусловно, новостийные программы не способны достичь уровня Человека. Зато на это способно кино, в частности, упомянутая уже лента «В субботу». Но украинским каналам она не нужна. Между тем, именно это кино дает понимание того, о чем скажет режиссер Александр Миндадзе в интервью, которое мы цитируем в пресс-клубе «Дня»: Чернобыль стал прелюдией к глобальным общественно-политическим и геополитическим потрясениям. И в самом деле, с расстояния в четверть века значительно заметнее и очевиднее становятся физическая и моральная изношенность той системы, которая породила Чернобыль, глиняные ноги «страны советов».

Уже давно очевидно, что Чернобыль требует разговора не только об экологии, но и об обществе, о людях, их мыслях и поступках. В конечном итоге, о культуре — потерянной не только локально, на Полесье, но и на уровне гуманитарного пространства всей страны.

Был ли Чернобыль следствием сталинизации или же нечестно проведенной десталинизации? Похоже на то. Также следствием тех же процессов является и уровень современного осмысления (или же) неосмысленности чернобыльской темы. Иначе запланированная поездка журналиста Николая Хриенко на Митинское кладбище для почтения памяти первых погибших ликвидаторов аварии на ЧАЭС прошла бы беспрепятственно и при массовой поддержке коллег.

Вот откуда взирает прошлый век с его неизвлеченными уроками.

Достаточно ли миллионов жертв, чтобы стали заметными масштабы катастрофы?

На этой неделе в выставочном зале Национальной академии художеств Украины (Киев, ул. Воровского, 20) открылась выставка плаката, посвящённая 25-летию Чернобыльской трагедии. Свои работы представили 25 известных графических дизайнеров со всего мира, в частности, Ирана, Японии, России, Словении, Германии, Франции, Израиля, США, Кореи, Тайваня. Украину в рамках этой экспозиции представляет работа Виталия Шости. «Осмысление чернобыльской темы в форме плакатного искусства — это внутренняя потребность самих художников. В этой теме они действительно не новички, а работают над ней уже давно. Но плакат, в отличие от, например, живописи, ценен тем, что это очень оперативный жанр искусства, — отметил в комментарии «Дню» художник, президент Академии художеств Украины Андрей Чебыкин. — думаю, эти работы подталкивают нас к тому, чтобы, прежде чем строить новые атомные реакторы, остановиться и поразмышлять о том, как сохранить нашу планету и самих себя».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать